Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Петербург — культурная столица Арктики?
В Санкт-Петербурге на базе Российского государственного гидрометеорологического университета создан консорциум "Мировое историко-культурное наследие Арктики". В состав объединения вошли порядка двух десятков организаций, занимающихся изучением Севера.
Задача консорциума — исследовать и каталогизировать рукотворные объекты, расположенные в Арктике и представляющие культурный и исторический интерес. Спектр их широк — от стоянки древнего человека до аэродромов времён Второй Мировой. Далее предстоит работа по их постановке на государственный учёт, запуск программ по сохранению и реставрации. Не будем забывать и о коммерческой ценности заполярного наследия: вдохновители консорциума планируют внести эти объекты в новые туристические маршруты.
И это ещё одна грань той роли, которую играет Северная столица в контексте освоения Арктики. "Страж культурных богатств Заполярья" — чем не амплуа для Петербурга?
К взлёту готовы?
Федеральное правительство утвердило "дорожную карту" по строительству посадочных площадок в Заполярье. Согласно документу, в течение двух лет арктические регионы должны подготовить свои соображения о том, какие аэродромы и посадочные площадки необходимо построить или восстановить, и какой должна быть маршрутная сеть социально значимых воздушных перевозок. Далее специальная комиссия определит список таких площадок, а правительство подумает над финансированием. "Дорожная карта" отводит на весь процесс два года.
Не секрет, что для наиболее удалённых районов нашей Арктики воздушное сообщение порой является единственным доступным. Это и обуславливает важность данной инициативы для Севера. Но в большинстве случаев речь пойдёт не о запуске новых маршрутов, а о реконструкции старых, исчезнувших в те годы, когда развитие Заполярья было на периферии государственных интересов.
Не взлетим, так поплаваем
Федеральное правительство опубликовало Концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. Арктика занимает там заметное место: документ обозначает экспедиционный туризм в Заполярье как одно из перспективных направлений развития круизного туризма в России, а слово "Арктика" упоминается в тексте концепции 15 раз.
Авторы документа констатируют, что заполярные маршруты России активно осваивают иностранные туроператоры: "по маршруту Ном (Аляска, США) — Северный морской путь — Тромсе (Норвегия) работает много судов под иностранным флагом". А вот отечественным компаниям ещё предстоит побороться за эту нишу.
На этом пути пока имеются вполне объективные препятствия: пробелы в законодательстве по высокоширотному туризму; конфликт интересов между туриндустрией, заинтересованной в увеличении оборотов, и администрациями ООПТ, стремящимися снизить антропогенное воздействие на свои объекты; низкая транспортная доступность многих полярных районов. И если первая проблема решается посредством нормотворческой работы, а вторая — за столом переговоров между операторами и государственной природоохраной, то для преодоления третьей потребуются дополнительные — и довольно солидные — инвестиции.
Стандартный туризм
Это не все новости из мира арктического туризма. Ростуризм и Росстандарт подготовили новый ГОСТ, предназначенный специально для Арктики. Серия национальных стандартов "Арктический туризм" была разработана в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
В документе заявлены высокие требования в сфере безопасности заполярного отдыха. Установлены стандарты, применимые к туристической инфраструктуре, транспорту, снаряжению, квалификации работников и т.д.
Всё это делается не без прицела на международный резонанс. Россия как страна-председатель Арктического совета планирует капитализировать свою позицию в том числе за счёт вовлечения партнёров по Совету в диалог на тему дальнейшей стандартизации туризма — теперь уже на межгосударственном уровне.
Карбоновые полигоны Якутии
Якутия намерена прочно оседлать тему мониторинга климатических изменений в высоких широтах: на этой неделе спикеры из самого крупного российского субъекта активно будировали вопрос создания в республике карбоновых полигонов.
"Карбоновый полигон" — новая тема для Севера. Это исследовательская площадка, заточенная на изучение парниковых газов и их влияния на климат. В Якутии к этой — и без того трендовой — теме "пристёгивают" не менее раскрученную проблему мерзлоты: республиканские вузы предлагают осуществлять мониторинг воздействия углекислого газа на криолитозону. Якутия для этого, можно сказать, идеальна — подавляющая часть её территории находится в зоне мерзлоты, а удалённость от индустриальных центров позволяет обеспечивать чистоту данных, получаемых в ходе наблюдений.
Подобные инициативы прочно связаны с глобальными реалиями: Россия, как зависимый от внешних покупателей экспортёр, стремится найти своё место в мировой углеродной повестке. Отсюда и активность в направлении климатических исследований. Впрочем, "зачтётся" ли это в экологическом диалоге с Западом — вопрос открытый.