Музей "Полторы комнаты Бродского" — лучший проект в сфере культуры в 2021 году по версии "Делового Петербурга".
"Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего...", — так начал свою нобелевскую речь в 1987 году Иосиф Бродский. То, что в итоге музей поэта тоже оказался частным, в "Полутора комнатах" считают символичным.
Дорога к музею
Друзья Бродского развернули деятельность по созданию музея сразу же после его смерти в 1996 году. По поводу того, где должен разместиться музей, споров не возникало — главный ленинградский адрес поэта — это Дом Мурузи, Литейный пр., д. 24, кв. 28. Именно эту коммунальную квартиру Бродский увековечил в своём самом знаменитом эссе "Полторы комнаты". На своём старте затея выглядела несложной — комнаты ещё не были приватизированы и город вполне мог расселить жильцов, выдав им равнозначную жилплощадь. Идею поддержал губернатор Петербурга Владимир Яковлев, но в реальности этого сделано не было. И тогда в 1999 году друзья Бродского основали Фонд создания Музея Иосифа Бродского, который занялся выкупом комнат.
Последнюю комнату хозяйка продавать отказалась. По городской легенде, договариваться с ней приезжала лично губернатор Валентина Матвиенко, но и это не помогло. Казалось, дело зашло в тупик. Но в этот момент случилось два поворотных события: на продажу выставили соседнюю квартиру и в истории появился управляющий партнёр FortGroup Максим Левченко.
Есть три версии того, как это произошло. На экскурсии в музее рассказывают, что предприниматель, узнав об эпопее с музеем, искренне удивился, как можно не договориться с одним человеком. Он взял переговоры в свои руки и уже соседка подсказала ему вариант решения проблемы.
Председатель совета Фонда создания Музея Иосифа Бродского Михаил Мильчик рассказывает историю чуть иначе. "Он (Максим Левченко — ред.) просто позвонил мне и пригласил на встречу. Он сказал: как же так, фонд называется фондом создания музея, а полноценного музея нет, давайте подумаем вместе, как это сделать. Я ему подсказал довольно простой и одновременно довольно дорогой выход. Я сказал: вы знаете, как ни странно, сейчас продаётся соседняя квартира. Если её купить, то можно открыть заложенный проём, и мы получаем площадь, на которой музей мог бы нормально функционировать. У него была бы мемориальная часть и немемориальная".
Наконец, сам Максим Левченко утверждает, что познакомился с Михаилом Мильчиком случайно, от него узнал о перепетиях с созданием музея, после чего сам в них "постепенно втянулся".
Так или иначе, но Максим Левченко приобрёл соседнюю квартиру, которая до революции была одним целым с коммуналкой Бродского. Дальнейшее оказалось делом техники, и 8 января 2021 года музей был открыт. "Сейчас, когда заходишь туда, кажется, что вот так всё и должно быть. Но никогда не было конечного плана, как это будет. И как отдельный вход сделать, и какая будет концепция, о чём будем говорить с посетителями, как будет формироваться коллекция — никто этого ничего не знал. Всё в процессе обсуждалось", — вспоминает Максим Левченко.
Впрочем, год назад трудности не закончились. Внезапно выяснилось, что жильцы парадной совсем не рады регулярным экскурсиям в квартиру Бродского. Эту проблему удалось решить, арендовав помещение этажом ниже и устроив через него отдельную лестницу.
Также в прошлом году достоянием гласности стало письмо фонда в адрес частного учреждения культуры "Полторы Комнаты. Музей Иосифа Бродского" (его единственным учредителем является Максим Левченко) с уведомлением о прекращении договора пользования помещениями бывшей коммунальной квартиры, принадлежащими фонду. Сейчас стороны уверяют, что все противоречия сняты. "Мы по всем вопросам договорились. Фонд нам передал в безвозмездное пользование на пять лет с последующим продлением помещения, в том числе полторы комнаты. Мы все свои принципиальные решения согласовываем с советом фонда и никаких проблем не возникает", — говорит Максим Левченко.
В ближайших планах музея — формирование архива. Он разместится в помещении бывшей каретной, которое "Полутора комнатам" передал город.
Есть лишний билетик?
Общую сумму своих расходов на музей Максим Левченко не называет. Говорит, что "Полторы комнаты" остаются дотационным проектом. Из финансовой отчётности частного учреждения культуры можно узнать, что в 2020 году оно получило чуть более 3 млн рублей взносов и иных целевых поступлений. При этом 2,25 млн было потрачено на содержание организации.
О том, какое место занял музей в культурной жизни города лучше всего говорит тот факт, что купить билет менее чем за две недели, как правило, невозможно. За год его посетили около 13,5 тыс. человек, притом, что посещение возможно только по предварительной записи и в составе экскурсии.
"Музей пользуется бесспорной популярностью к моему некоторому удивлению, потому что это популярность в основном среди молодёжи, — говорит Михаил Мильчик. — Бродский не самый простой поэт, довольно сложный. И то, что он популярен среди молодёжи, которая составляет основную часть посетителей, — меня это удивляет, но и радует одновременно".