Доля 10 ключевых игроков российского рынка товаров повседневного спроса за 2021 год выросла с 36,5 до 37,7%. 32% занимают пять крупнейших сетей.
По подсчётам агентства InfoLine, сильнее всего за год выросла доля сети "Магнит" (с 8,7 до 9,9%), купившей 2,47 тыс. магазинов "Дикси" у Mercury Retail Group Ltd. Доля X5 Group увеличилась с 12,6 до 12,7%. Показатель Mercury Retail Group ("Красное & Белое", "Бристоль") упал с 6,2 до 5,8%. Доля "Ленты", несмотря на покупку 161 супермаркета Billa, снизилась с 2,4 до 2,3%. Auchan сократил присутствие с 1,4 до 1,3%, Metro — с 1,2 до 1,1%. Слегка нарастить долю удалось сети "ВкусВилл" — с 0,8 до 1%, и жёстким дискаунтерам "Светофор" — с 1,3 до 1,7%.
Генеральный директор InfoLine Иван Федяков отмечает, что в 2022 году консолидация рынка продолжится. Рост компаний может быть как органическим — за счёт повышения объёма продаж действующих магазинов, так и экстенсивным — за счёт открытия новых. Также расти сети смогут благодаря поглощению конкурентов.
“
"В 2022 году компании будут пытаться реализовать все три направления. Самое сложное — повышать объёмы продаж действующих магазинов. На это влияет множество факторов, в том числе высокая конкуренция. На мой взгляд, в скором времени стоит ожидать крупных сделок по поглощениям", — говорит Иван Федяков.
Эксперт указывает, что "Магнит", увеличивший долговую нагрузку после сделки с "Дикси", может снизить активность. Консолидатором может стать и X5 Group, которая в прошлом году воздерживалась от поглощений. Могут активизироваться и непрофильные игроки. Недавний пример — сделка "Сбера" и "Стокманна".