Вопрос, какие праздники нужны народу, волнует главным образом две категории людей: маркетологов и идеологов. Первым нужны регулярные поводы для рекламных кампаний, акций, распродаж и прочих способов разгрузить склады. Вторые неустанно бьются над тем, как уравнять в сердцах сограждан любовь к родине с любовью к начальству, а также объяснить правильные формы изъявления этой любви. Народу тем временем в большинстве своём всё равно, что отмечать, лишь бы официальный повод был.
Иногда интересы всех групп сталкиваются, и тот или иной праздник превращается в повод для жарких дискуссий, а отношение к нему — в очередной маркер "свой-чужой". Отмечаемый сегодня одними и порицаемый другими День святого Валентина — как раз из таких. Обеспокоенность идеологов по его поводу легко понять. Святой Валентин хоть и почитается Православной церковью, но тип явно подозрительный. Мало того что иностранный агент, так ещё и по некоторым слухам (не имеющим, впрочем, никаких подтверждений) поддерживал однополые браки. Кроме того, по выражению депутата Виталия Милонова, празднование этого дня "лишено глубины и философской мудрости".
Тем не менее на этом участке фронта маркетологи явно побеждают. Из года в год продажи цветов, сладостей, мягких игрушек и ювелирных украшений в середине февраля послушно растут, разминаясь перед сезоном гендерных праздников. И даже люди, прежде равнодушные к "празднику розовых сердечек", послушав аргументы идеологов, нет-нет да и купят букетик цветов или коробку конфет второй половине. Просто из принципа.
Успех маркетологов легко объясним. При построении своих стратегий они всегда оперируют не абстракциями, а цифрами. Планами выручки, динамикой продаж, охватом аудитории. Идеологам, которые в своё время не смогли даже верно перевести из юлианского в григорианский календарь дату придуманного на замену 7 ноября Дня народного единства (также известного как День, когда ничего не случилось), противопоставить такому подходу нечего. А призванные ими на помощь "правильные" святые Пётр и Феврония никак не могут одолеть поверхностного иноземца, несмотря на всю свою философскую мудрость. А вот если бы идеологи и маркетологи помирились и объединили усилия, то мы вполне могли бы получить в июле ещё одну волну "сувенирной лихорадки". Но на этот раз глубоко патриотичную и с ромашками.