Уж сколько раз назначали штрафы, да только всё не впрок. Проблема лихачей существовала всегда и по сей день не утратила своей актуальности. Некоторых водителей не пугают ни камеры, ни штрафы, ни даже сотрудники ДПС. Что может стать реальным стимулом для соблюдения правил дорожного движения, "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.
В прошлом году в Петербурге силами местных властей был реализован масштабный проект по развитию городской системы фиксации нарушений ПДД. Сначала в Северной столице установили 240 новых комплексов контроля скорости, затем специальным оборудованием видеофиксации снабдили 40 наиболее сложных и аварийно-опасных перекрёстков. По официальным данным, подробный анализ дорожной ситуации до и после установки новых техники показал серьёзное снижение числа нарушений ПДД. Например, на Вознесенском шоссе с июня по сентябрь 2021 года их количество уменьшилось с 17 до 5,7 тыс. Положительную динамику за этот же период отметили и в Колпино — на улице Танкистов. Однако в целом ситуация по стране оставляет желать лучшего.
"Несоблюдение скоростного режима является самой частой причиной аварий и, к сожалению, в России число таких правонарушений не снижается. Напротив, в 2020 году количество штрафов за слишком быструю езду увеличилось до 124 миллионов — это на 23% больше по сравнению с 2019 годом. В то же время, согласно реализуемому в данный момент в России национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги", к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом и составить 4 человека на 100 тыс. населения вместо сегодняшнего показателя 10,9", — отметил Дмитрий Давыдов.
В этом смысле, по словам автора проекта, может быть полезен опыт европейских стран, где в 2020 году уровень смертности на дорогах был ниже российского почти в 2,5 раза, и где продолжается активная работа по сведению таких случаев к нулю. Существенно улучшить статистику правонарушений помогло использование при вождении специальной интеллектуальной системы контроля за скоростью Intelligent Speed Assistant (ISA). Она доказала свою надёжность, в результате чего в 2021 году Европейская Комиссия издала постановление, по которому все автомобили, поступающие на рынок от производителей, должны быть оснащены ISA.
"Система использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и/или подключённую через GPS базу данных ограничений скорости. ISA выполняет, как правило, предупредительную функцию посредством звуковых и вибрационных сигналов, но в некоторых версиях может и ограничить мощность двигателя, предотвращая ускорение выше лимита или постепенно снижая скорость", — пояснил Дмитрий Давыдов.
Подобные "умные" ограничения скоростного режима существовали и раньше. Правда, они касались в основном действительно высоких скоростей и были актуальны за границей для езды по автобанам. Например, в некоторых японских машинах при достижении на спидометре отметки в 178 км/ч, скорость автоматически начинала снижаться, а стрелка прибора "падать".
Современный же ассистент скорости призван помочь водителю не просто контролировать скоростной режим, но и предотвращать неосознанные нарушения. Ведь даже самый добропорядочный автомобилист по причине усталости либо рассеянности может не увидеть ограничительный знак дорожного движения и невольно преступить закон.
"Мы предлагаем обратить внимание на успешный европейский опыт и использовать в России аналогичную систему интеллектуального ассистента скорости. Соответствующее оборудование может быть как встроенным в заводскую комплектацию автомобилей, так и установленным специализированными сервисными компаниями. Отсутствие такой системы или управление транспортным средством с заведомо неисправной системой должно квалифицироваться как нарушение требований к надлежащему техническому состоянию, за что законом предусмотрен штраф", — поделился Дмитрий Давыдов.
Переход должен быть постепенным, чтобы рынок мог адаптироваться к новым правилам. По мнению автора проекта, прежде чем регистрация новых автомобилей без встроенной системы интеллектуального контроля скорости будет запрещена, может пройти 2–3 года. Однако, чтобы регуляторные механизмы могли работать корректно, идею необходимо поддержать и закрепить на государственном уровне. В итоге, в сочетании с внедряемыми сегодня проектами по установке систем видеофиксации на дорогах можно добиться максимальной эффективности в реализации национального проекта и спасти тысячи жизней.