Автоматизация уплаты налогов позволит микробизнесу сэкономить и выйти из "серой зоны". Эксперты призывают расширить круг участников эксперимента, но опасаются бюрократии.
Декабрьские просьбы петербургского ЗакСа услышаны: город стал участником эксперимента ФНС по упрощённой системе налогообложения для малого и микробизнеса (АУСН). В Петербурге он стартует с 1 января 2023 года, на полгода позднее, чем в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. При этом в тексте принятого Госдумой в третьем чтении закона Петербург пока не упоминается.
Согласно концепции эксперимента, предприятиям, годовой оборот которых не превышает 60 млн рублей, а численность наёмных работников — пяти человек, не придётся вести бухгалтерию, сдавать декларации и рассчитывать налог. Всё это будет делать ФНС.
Кроме того, предприятиям обнулят страховые и пенсионные взносы (их компенсирует федеральный бюджет). Но ставка налога вырастет. При исчислении от суммы доходов она составит 8% (сейчас в Петербурге — 6%), а от доходов минус расходы — 20% (сейчас 7%).
Чтобы перейти на новый режим, нужно будет подать заявление через личный кабинет, а также предоставить банку передачу в налоговый орган сведений об операциях по счетам. Эта возможность будет и у ИП.
Общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова обращает внимание на то, что основная идея АУСН — заменить все основные налоги, которые платит сегодня предприниматель, единым налогом с оборота. Текущая налоговая нагрузка, по её оценке, слишком тяжела для малого бизнеса. Особенно в так называемых человекоёмких отраслях, где самые большие затраты составляет фонд оплаты труда (общепит, фитнес, индустрия красоты и детских развлечений). Это провоцирует развитие теневого рынка.
Между тем даже действующие ставки налога "на упрощёнке" многие считают завышенными. Осенью Общественный совет по развитию МСП при губернаторе Петербурга предлагал снизить их хотя бы на 1% (до 5 и 6% соответственно).
Однако председатель совета Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков указывает, что рост налоговых ставок не обязательно увеличит финансовую нагрузку на предприятия: некоторые из них смогут отказаться от бухгалтеров и за счёт этого сэкономить.
"Но для эффективности эксперимента важно увеличить порог оборота до 120 млн рублей и изменить критерий по персоналу до 25 человек. Тогда можно будет рассматривать АУСН для юрлиц как альтернативу патентной системе налогообложения, — считает Садыкова. — Новый режим обещает освободить малый бизнес от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование за себя и сотрудников.
Появится возможность экономии за счёт автоматизации бухгалтерии. Но из опыта мы видим, что не всегда ожидания совпадают с реальностью. Когда доходит до реализации, предприниматели сталкиваются с бюрократией и неповоротливостью системы".
По мнению Владимира Меньшикова, главное — чтобы переход на АУСН не был обязательным.
"Поскольку реформа будет связана с использованием сложного ПО, можно предположить, что на первом этапе будут сбои в системе. Нужно, чтобы эти сложности трактовались в пользу предпринимателей", — добавляет он.