Общая сумма штрафов, которые малый бизнес ежегодно платит по итогам проверок контролирующих органов, может сократиться в 20-30 раз. Такой законопроект начинает рассматривать Госдума.
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству на этой неделе рекомендовал принять в первом чтении поправки в КоАП РФ, подготовленные Минэкономразвития и Корпорацией МСП и направленные на снижение административной нагрузки на малый бизнес. В подготовке законопроекта принимали участие две предпринимательницы из Петербурга, состоящие в экспертном совете Корпорации МСП — омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова и генеральный директор компании "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили.
Документ содержит четыре основные инициативы. Первая заключается в том, чтобы назначать в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждения в качестве единственного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также имущественного ущерба.
Сейчас административное наказание в виде предупреждения прямо предусмотрено лишь в 56 статьях КоАП РФ, а в виде административного штрафа — в 1273 статьях, подсчитали авторы законопроекта. Они отмечают, что впервые нарушения чаще всего совершаются по незнанию, а не по злому умыслу.
"Мы не отправили чек налоговому инспектору на телефон по требованию — получили штраф 30 тыс. рублей. А так было бы предупреждение", — приводит пример Лялья Садыкова.
Вторая инициатива — уменьшить размеры штрафов для социально ориентированных НКО, а также микро- и малых предприятий. Санкции предлагается приравнять к аналогичным штрафам для ИП, которые в 5–10 раз ниже. Если же КоАП не предусматривает за данное правонарушение особого штрафа для ИП, то малый бизнес должен платить штраф в половинном размере, следует из законопроекта.
Действующие санкции создают для малых предприятий "повышенную административную нагрузку при прочих равных условиях привлечения к административной ответственности, а в ряде случаев приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса юридического лица — субъекта малого предпринимательства или размеру принадлежащего некоммерческой организации имущества, что приводит таких лиц к грани банкротства", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
"Сейчас на ООО выписывают штраф 30 тыс. рублей, на ИП за то же самое — 5 тыс. рублей", — говорит Лялья Садыкова
Третье предложение — не наказывать за одно и то же правонарушение одновременно юридическое и должностное лицо. "За нарушение масочного режима на юрлицо выписывают штраф от 100 до 300 тыс. рублей и на самого официанта 5 тыс. рублей за то, что у него маска на подбородке", — приводит пример Лялья Садыкова. Однако если работодатель разработал и должным образом оформил должностные инструкции, то он не виноват в том, что его работник их не соблюдает, полагает она.
Наконец, последняя инициатива законопроекта заключается в том, чтобы не суммировать несколько административных штрафов за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе одной проверки. Иными словами, предлагается ввести принцип "одна проверка — один штраф". Сейчас организация может получить несколько штрафов если, к примеру, в ходе проверки было выявлено несколько нарушений санитарного законодательства.
По оценке Ляльи Садыковой, среднестатистический предприниматель в Петербурге тратит на штрафы от 100 до 300 тыс. рублей ежегодно. Чтобы избежать этого, многие закрывают юрлица по истечении первых трёх лет работы, когда действуют ограничения на проверки юрлиц. "Когда заканчиваются первые три года, начинаются хождения почти всех контролирующих органов", — отмечает омбудсмен. Она считает, что принятие законопроекта позволит сократить данную нагрузку на бизнес до 5–10 тыс. рублей в год.
"Я думаю, что от политики "карать – наказывать" мы перейдём к политике "помогать – обучать", как в Европе", — говорит Лялья Садыкова.
Председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков согласен, что наказывать малый бизнес так же, как средний и крупный абсурдно. "Самый яркий пример — это пресловутый концерт Басты в Петербурге, когда организаторы были оштрафованы на 480 тыс. рублей (за нарушение санитарно-эпидемиологических требований — ред.). Понятно, что они этого даже скорее всего не заметили. А, если бы на такую сумму оштрафовали, например, какую-нибудь маленькую кофейню — то это сразу закрытие бизнеса. Нужна диверсификация ответственности", — уверен Владимир Меньшиков.