В августе минувшего года свершилось то, о чём городские власти мечтали последние лет десять: ПАО "Газпром" официально сменило прописку на петербургскую. Его налоги увеличат доходную часть бюджета города примерно на 5%. Это событие — проект года в сфере экономики по версии "ДП".
О финале в многолетних шагах по перемещению головной структуры газового монополиста стало известно весной минувшего года, когда были запущены юридические процедуры: одобрить переезд должны были его акционеры. И 64% голосов они согласились, несмотря на то что в бюллетенях новый юридический адрес указан не был. Изменения в ЕГРЮЛ внесены 3 августа, местонахождением "Газпрома" оказалась высотка "Лахта Центр".
Рой "дочек"
Продолжительное время представители монополиста и городские чиновники хранили молчание: ясности, какую конкретно финансовую выгоду даёт бюджету Петербурга юридический переезд, не было никакой. По Налоговому кодексу регион должен рассчитывать на 17% от начисленного налога на прибыль (ещё 3% уходят в Москву), то есть в теории, если брать прошлые периоды, это +22 млрд рублей (по МСФО чистая прибыль монополиста за 2020 год составила 135 млрд рублей).
Некоторая ясность появилась ближе к новому году, когда именно город устами чиновников Комфина заговорил, что объём незапланированных вливаний в бюджет от газового монополиста в виде отчислений налога на прибыль составит ориентировочно по 40 млрд рублей ежегодно. И благодаря такому подарку чиновники сразу же решили изменить ранее утверждённую доходную часть бюджета: на 2021 год увеличили её на 23%, или на 152 млрд, на 2022–й — на 2%, или на 16 млрд.
Нельзя утверждать, что это только деньги "Газпрома", — где–то выросли другие налоговые отчисления, где–то чиновники ошиблись при изначальном консервативном планировании.
Тем более что официально заявлена оговорка: ближайшие годы для бюджета не столь оптимистичны — темп прироста доходов сократится по прогнозу с 12% в 2022 году до 8% к 2024–му.
Ситуацию усугубляет и то, что "Газпром" входит в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН, данный институт действует до 2023 года, если правительством РФ не будет принято решение о его продлении).
С одной стороны, переезд головного офиса даёт чиновникам большие преференции в планировании: ПАО является так называемым ответственным лицом в группе и его основным налогоплательщиком. Но сложная, непрозрачная структура институции КГН предполагает, что ответственное лицо платит налог на основе совокупного финансового результата всех входящих в группу компаний. И может перераспределять платежи по другим регионам в зависимости от места нахождения того или иного дочернего общества. И традиционно никто в государстве не запрещает сокращать чистую прибыль за счёт расходов на капиталовложения, например строительство самых высоких на территории Европы небоскрёбов.
С другой стороны, как ранее считал "ДП" (см. № 151 от 27.10.2021), если институция КГН всё же будет отменена, Петербург потеряет до 20 млрд рублей налогов (разница между налогами на прибыль зарегистрированных в городе 11 компаний, входящих в различные КГН, и фактическим объёмом перечисленных налогов от КГН). В таком случае переезд монополиста весьма своевременен: пусть хоть какая–то будет компенсация городу вероятных потерь.
Выделить точную сумму, которой "Газпром" будет подпитывать региональный бюджет, невозможно. В его группу входят уже давно "прописавшиеся" в Петербурге "Газпром капитал" (чистая прибыль за 2020 год — 443 млрд рублей), "Газпром нефть" (163 млрд), "Газпром межрегионгаз" (25 млрд), "Газпром инвестгазификация" (17 млрд), "Газпром экспорт" (7 млрд), "Газпром переработка" (2,9 млрд), "Газпром трансгаз Санкт–Петербург" (1,4 млрд).
Некоторые из них, не входящие в КГН, давно платят налоги "по прописке", но почему–то до момента переезда головной организации гордиться их перемещением было как–то не принято.
Голубые галстуки
Историческая ретроспектива показывает, что когда–то в Петербург по договорённости с высшими эшелонами власти были перемещены "Сибнефть" (ныне переименованная в "Газпром нефть") и банк ВТБ. Глобального эффекта от их налогов в бюджете не видно: ВТБ при 36 млрд выплаченного налога на прибыль по итогам 2019 года перечислил в наш бюджет всего лишь 3 млрд. А "Газпром нефть" — ответственное лицо в своей КГН.
Но есть и косвенное влияние газового монополиста на благополучие Петербурга: помимо налога на прибыль одновременно должны возрасти и поступления в копилку по целому ряду иных сборов — от транспортных, имущественных и земельных до НДФЛ с его работников. Безусловно, их доля в доходной части несопоставима с суммой налогов на прибыль и доходы физлиц (на них приходится три четверти всех доходов города). Но и в своей структуре они дают серьёзное влияние.
Например, кадастровая стоимость земельного участка в Лахте, по данным Росреестра, составляет 1,8 млрд рублей, а самого здания — 125 млрд рублей. Максимальная ставка земельного налога в городе на сегодня равна 1,5%, что эквивалентно 27 млн. А вот налог на имущество для юрлиц вырастет с 1% в 2019–м до 2% в 2023–м, что дополнительно даёт бюджету только от "Лахта Центра" 1,3–2,5 млрд рублей ежегодно. Для сравнения: в 2022 году в бюджет Петербурга по земельному и имущественному налогам должно поступить от всех юридических лиц 51 млрд рублей. А ведь у "Газпрома" есть и другие имущественные комплексы и земельные наделы. Опять же если не будет заключено с городом соглашение, например, об обнулении ставок по налогам в обмен на инвестиции: благоустройство тротуаров или строительство школ.
Если смотреть на финансовую отчётность, то средний размер зарплаты одного сотрудника "Газпрома" достигал в 2020 году 1,7 млн рублей, что условно даёт разным региональным бюджетам страны по 220 тыс. рублей с каждого зарегистрированного жителя в виде НДФЛ. Сколько сотрудников монополиста уже переехало в город, официально сменив прописку, — охраняемые персональные данные. Но повышение доходов в отдельной группе работников (опять же статистически) может изменить весь среднедушевой доход горожан. И развитие ситуации в таком положительном русле повлияет на размер различных субсидий и соцвыплат.
Синица в руках
Всего "Газпром" участвует в капитале более чем 100 компаний, из которых у 45 давно оформлена петербургская прописка. Миграция "дочек" происходит постепенно за последние 5–7 лет: в конце октября минувшего года, например, в город переехал держатель реестров акционеров газовой промышленности — АО "Драга". Общество обслуживает интересы в том числе НПФ "Благосостояние", "Мосэнерго", "Сибур холдинг" и даже "Теплосеть Санкт–Петербурга". Получается, и общие собрания акционеров монополист сможет проводить в нашем городе, благо и регистратору не придётся ездить из столицы.
Серьёзный эффект для Петербурга может оказать дальнейшее перемещение дочернего или смежного бизнеса монополиста — например, "Газпром авиа" или Газпромбанка (№ 3 по размеру активов в стране, по версии Интерфакса). Пока же намёков на это не прозвучало. Но если получится акционерам, руководителям монополиста и чиновникам договориться о принципах налогообложения и льготах, то доходы бюджета неизбежно будут расти.
Минувший год с его скачкообразным ростом цен на энергоресурсы позволил "Газпрому" прогнозировать чистую прибыль более чем 2 трлн рублей, что эквивалентно 340 млрд рублей налога на прибыль. Какой регион их получит, неизвестно: для Петербурга зарезервированы обещанные 40 млрд.