Сегодня в Петербурге отменяется требование о необходимости предъявления QR–кодов в ресторанах, кафе, гостиницах, театрах, музеях, фитнес–центрах, бассейнах и объектах розничной торговли. Эпопея с протестом против жёстких ограничений официально завершилась благодаря отступлению коронавируса.
Примечательно, что Смольный объявил об отмене QR–кодов почти сразу после соответствующих рекомендаций федерального Роспотребнадзора. Даже мэр Москвы Сергей Собянин внёс изменения в свой указ позже петербургского губернатора Александра Беглова, что несколько не укладывается в логику последних пандемийных трендов.
Теперь, когда "предводитель" QR–бойкота находится под арестом, а население может свободно посещать общепит, магазины и пользоваться повседневными услугами, власти могут немного успокоиться. Одной проблемой стало меньше.
Предприниматели, с которыми разговаривал "Деловой Петербург", в основном позитивно отнеслись к долгожданному решению. Но далеко не все. Некоторые сейчас задумываются о том, будут ли они вообще завтра работать, поскольку у населения появились другие заботы. В нынешних условиях вряд ли противники вакцинации побегут со счастливым чувством свободы в пиццерию, спортивный зал или на модную выставку. Многие предпочтут потратить свои сбережения на импортные товары, которые ещё пока можно купить не по заоблачным ценам.
Да и возможностей для шопинга к этому моменту стало меньше. IKEA накануне объявила о приостановке работы в России и Белоруссии, чуть раньше от продаж в нашей стране отказалась H&M Group и Nike. Список зарубежных брендов, заявивших об уходе с рынка РФ, постоянно пополняется. Перечень отраслей, лишившихся иностранного капитала, тоже расширяется. Так, одновременно со шведскими коллегами выступил финский YIT. Девелопер решил пока не инвестировать в земельные участки и не строить новые квартиры в России.
Бизнесмены, остающиеся на плаву, заявляют, что "на сегодняшний момент консолидация и согласие общества — единственный возможный вектор развития для каждого и страны в целом". Пока что консолидация выразилась в том, что люди стали больше ходить в торговые центры и реже сидеть в кафе.