Нидерланды после почти 20–летнего сотрудничества разорвали отношения с Эрмитажем.
Геополитика влияет не только на отечественный бизнес, но и на культурные связи. В 2004 году в столице Нидерландов в старинном особняке открылся выставочный центр "Эрмитаж Амстердам", который сразу попал в первую десятку музеев Голландии. Здесь прошли выставки "Русский императорский дом", "От Матисса к Малевичу", "Пётр Великий". В момент разрыва отношений в центре функционировала выставка "Русский авангард. Революция в искусстве", которая готовилась силами рабочих групп из Эрмитажа и Амстердама. На ней представлены экспонаты из коллекции петербургского музея. Сейчас экспозиция закрыта.
"Руководители, директора, менеджмент и сотрудники “Эрмитаж Амстердам” с трудом рвут связи с “Эрмитажем Санкт–Петербург”. На протяжении последних десятилетий сотрудничество с российскими коллегами было гармоничным. Различия во мнениях всегда оказывались преодолёнными. Это привело к красивым, посещаемым выставкам в Амстердаме", — сказано на сайте проекта. Также голландская сторона выражает надежду на восстановление связей.
А 15 февраля в Риме открылась "выставка одного шедевра": Эрмитаж представил итальянцам картину Пабло Пикассо "Молодая женщина" из своей коллекции. Отметим, что на аукционах работы испанского автора бьют рекорды по стоимости. Так, несколько лет назад на Christie's его картина "Молодая девушка с цветочной корзиной" была продана за $115 млн, оказавшись одной из самых дорогих работ художника.
Буквально накануне разрыва отношений Нидерландами начальник историко–информационной службы Государственного Эрмитажа Иван Корнеев заявил "ДП", что в настоящее время музей в полном объёме продолжает международное сотрудничество в соответствии со всеми ранее заключёнными контрактами. "Оценка реакции наших партнёров на факты внешней политики Российской Федерации не является предметом деятельности Государственного Эрмитажа", — отметил он.
Читайте также:
Общество
Голландия разорвала отношения с Эрмитажем
С учётом непредсказуемой ситуации возникает резонный вопрос о том, что будет с российскими культурными ценностями за рубежом. По словам Ивана Корнеева, все выставки Эрмитажа оформлены соответствующим образом, согласованы с министерством культуры РФ. "Этими документами в обязательном порядке предусмотрены все необходимые гарантии возврата и сохранности культурных ценностей при транспортировке", — уточнил Иван Корнеев.
Государственный Русский музей (ГРМ), ещё один мировой бренд Северной столицы, имеет филиал в Малаге (Испания). ГРМ не ответил на запрос "ДП" ни о том, какие экспонаты из коллекции музея находятся в Испании и как будет организован их возврат, ни о том, какие проходили в последнее время зарубежные выставки.
"Риски введения санкций в отношении объектов культурного наследия России, находящихся в других странах, представляются незначительными, — считает Антон Именнов, управляющий партнёр московского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper. — Действующие акты, ограничивающие экспорт, направлены на оборонные, авиастроительные и судостроительные комплексы России. Министерство культуры РФ и музеи под санкции не попали".
В 2015 году по делу ЮКОСа акционеры получили право на компенсацию за счёт объектов культурного наследия.
После этих событий Минкульт разрешил вывозить экспонаты, только если принимающая их страна готова обеспечить сохранность и возвращение культурных ценностей в Россию. Трудно представить, что российские музеи не получили определённые гарантии перед вывозом экспозиций в рамках соглашений с иностранными музеями, добавляет Антон Именнов. В то же время, по его мнению, с учётом различных ограничений в области международной перевозки грузов фактическое возвращение объектов культурного наследия может быть существенно осложнено.