Семилетняя реставрация Смольного собора в Петербурге подходит к концу: специалисты уже начали убирать строительные леса, установленные внутри здания. Полностью работы должны завершиться к маю 2022 года.
Об этом 5 марта рассказали в пресс-службе комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). В этом году в соборе проходила реставрация штукатурной отделки, лепного декора и металлических оконных заполнений барабана центрального купола. Общая стоимость контракта составила 39,9 млн. рублей.
“
"Интересная деталь: [во время работы] реставраторы нашли свидетельство несостоявшегося замысла Василия Петровича Стасова расписать своды и арки монохромной росписью гризайль. Живописное оформление в стиле классицизма означало бы «изгнание» духа Растрелли, и Николай I повелел росписи забелить. В ходе реставрационных работ выполнена музеефикация пробного участка росписи", — прокомментировал предстоящее окончание реставрации председатель КГИОП Сергей Макаров.
Напомним, что длительные работы в Смольном соборе начались по программе КГИОП ещё в 2015-2016 годах. Реставрацию начали с фасадов здания, в течение двух лет на это было потрачено 481,6 млн. рублей. В 2017 году специалисты начали приводить в порядок интерьеры храма. За последние четыре года на эти цели из городского бюджета было выделено 422,9 млн. рублей.
На фото: Реставрация Смольного собора / 5.03.2022
Интерьер Смольного собора был завершён архитектором Василием Стасовым в 1832—1835 годах. В ходе реставрационных работ специалисты привели в порядок двери из древесины хвойных пород, стены, арки, своды и окна в молельном зале, полы и ступени солеи из натурального мрамора, лепные архитектурные элементы, металлодекор на хорах, кованые ограждения, архитектурное убранство центрального барабана, купола и "фонарика". Отдельное внимание было уделено тамбуру из сосновой и дубовой древесины, сооружённому в 1875-1876 годах по проекту Петра Самсонова, и украшенного резными элементами из массива дуба.
“
"Реставраторам пришлось здорово потрудиться. Местами была уже аварийная ситуация, начинали обрушаться карнизы на высоте 15-20 метров, и мы тогда еще вместе с администрацией концертного зала старались ограждать эти участки, — вспоминает настоятель Смольного собора протоиерей Пётр Мухин. — История собора была очень непростой: 87 лет от момента закладки до освящения собор строили, 87 лет до 1924 года совершались богослужения, и ровно 87 лет собор был использован под совершенно другие нужды, и только через 87 лет сюда снова пришла молитва".
В профильном ведомстве рассказали, что пол в молельном зале был впервые настелен в 1830-х годах, поэтому во время эксплуатации храма под складские цели большое количество крупноразмерных ревельских плит было испорчено сколами, сквозными трещинами и кавернами (Пустоты неправильной или округлой формы размером более 1 мм — Ред.).
В итоге временный пол, появившийся в начале 1990-х годов было решено демонтировать. Историческое покрытие отреставрировали, воссоздав при этом порядка 30% плит. Кроме того, специалисты восстановили историческую систему освещения зала, а также отделали фусты, базы и пьедесталы колонн белым искусственным мрамором.
В середине февраля "ДП" сообщал о предстоящей реставрации лестницы и львов Елагина дворца. ЦПКиО имени Кирова уже объявил конкурс по поиску подрядчика. Стоимость работ оценили в 2,2 млн рублей. Восстановительные работы будут включать в себя капитальный ремонт западной лестницы дворца, восстановление стилобата, пандусов, металлической ограды и четырёх чугунных шаров.