2022 год должен принести существенные изменения в транспортную отрасль Петербурга и Ленобласти. Она должна стать не только умной, но и дружелюбной к пассажирам. Регионы идут разными путями, но друг о друге не забывают.
Так, в ходе круглого стола "Цифровизация общественного транспорта", организованного "Деловым Петербургом", глава комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк заявил, что регион видит себя в тесном взаимодействии с Петербургом.
"Никаких пассажиров мы не делим, питерцы это или ленинградцы. На этом и строим взаимоотношения. У нас множество соглашений с городом, в том числе и по вопросам цифровизации. Мы применяем "Подорожник", он активно развивается в области, — рассказал Присяжнюк. — Чтобы идти в ногу со временем и грамотно выстраивать политику, мы в 2019 году обратились к законодателям мод в области цифровизации — в Аналитический центр при правительстве РФ. С ними мы сформировали ТЗ на цифровизацию транспортной отрасли Ленобласти с учётом всех процессов, которые у нас происходят в агломерации".
Ряд пилотных проектов был запущен в 2021 году, в том числе по расширению применения карты "Подорожник", начались взаимоотношения со "СберТройкой" и "Датапаксом" в части развития платёжных систем и диспетчеризации транспорта. Реализация многих основных проектов, по его словам, намечена именно в 2022 году. Например, к концу лета планируется запустить в эксплуатацию мобильное приложение, отметил генеральный директор Регионального навигационно-информационного центра (РНИЦ) Ленобласти Рагим Ахадов. С его помощью можно будет отслеживать расписание движения транспортных средств. Также в ближайшие недели у некоторых перевозчиков должна появиться возможность оплаты проезда с помощью QR-кодов.
В Петербурге такой вид оплаты в скором времени тоже появится, со стартом транспортной реформы (1-й этап начнётся 1 апреля 2022 года). Этот функционал с конца прошлого года разрабатывает компания "СберТройка", участие которой в развитии транспортной системы Петербурга пока не такое активное, как в Ленобласти. Но, вероятно, только пока.
"В Петербурге сложилась большая система, которая работает не только на наземном транспорте, но и в метро, где свои технологические особенности. Поэтому здесь развитие проходит более планомерно, но нам этот рынок также очень интересен. Хотелось бы две крупнейшие агломерации России связать между собой единым бесшовным цифровым пространством", — отметила генеральный директор ООО "СберТройка" Валерия Матюхина.
В качестве первого этапа, по её словам, компания рассматривала запуск карты "Тройка" в метрополитене. "Сейчас к этому двигаемся, согласовали с коллегами технологическое решение, после будем думать о дальнейшем развитии системы", — добавила Матюхина.
Заинтересованность компании в рынке Петербурга и Ленобласти она объяснила не только задачей в продвижении "Сбертройки", но и большим потенциалом для расширения предложения пассажирам. "Тройка" — это не только сама карта, это мобильное приложение "Моя Тройка" и большое количество транспортных приложений в экосистеме.
"У нас есть программа лояльности и дополнительные возможности, которые мы можем предоставить пассажирам. Кажется, что при сохранении действующих способов оплаты и возможности их расширения можно будет всем жителям Петербурга и агломерации предоставить лучший сервис", — считает Валерия Матюхина.
Петербург, по словам начальника отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе городского комитета по транспорту Александра Клейменова, не против использования и "Тройки" на фоне большого пассажиропотока между Москвой и Петербургом.
При этом Национальная платёжная система (НСПК) разрабатывает и предлагает к внедрению открытые стандарты для транспортной оплаты как в Петербурге, так и в Российской Федерации. В дуэте с ней два-три пилотных проекта готовит разработчик петербургской системы по электронному контролю оплаты проезда (СЭКОП) — компания ООО "СТЭК". НСПК осуществляет процессинг платёжных карт Visa, MasterCard и "Мир" на территории РФ и является тем буфером, который сейчас позволяет карточки MasterCard и Visa не отключить.
"Надеюсь, это направление будет развиваться, потому что защитит пассажиров от таких влияний, какие мы наблюдаем в последние недели. Технология "Подорожника", в отличие от виртуальной "Тройки", напрямую не привязана к международным платёжным системам, она привязана к носителю. Уже доступно онлайн пополнение "Подорожника" на борту автобусов, троллейбусов, трамваев, не привязанное к международным платёжным системам. Это большое удобство для пассажиров. Одной из защит является цифровизация на базе НСПК, это магистральный путь на ближайшие 3-5 лет, — рассказала директор ООО "СТЭК" Елена Макова. — Открытость СЭКОП позволяет любому вендеру подключиться к системе, не нарушая защищённости и основополагающих принципов системы. СЭКОП зарекомендовала себя как стабильно работающая система, способная к модернизации, в связи с чем её усовершенствование имеет ряд преимуществ перед вариантами её замены".
Заместитель генерального директора ООО "Датапакс" Максим Исаев напомнил, что в декабре 2021 года было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года, разработанное Минтрансом РФ. Согласно нему цифровизация всех пассажирских перевозок будет осуществляться в ходе реализации проекта "Зелёный цифровой коридор пассажира".
"Объединение цифровых сервисов пассажирских перевозок на национальном уровне — это важная стратегическая задача Минтранса РФ, которая только на первый взгляд кажется простой, — отметил Исаев. — Ключевым моментом являются единые стандарты, которые в рамках этого проекта нужно разработать и ввести в действие на федеральном уровне в ближайшее время. Чтобы реализовать это на национальном уровне, к этому должны быть готовы региональные платформы, они должны быть современными, комплексными, отвечать тем стандартам, которые будут утверждены".
В 2022 году стартует пилотный проект по апробации комплексных сервисов этого "Зелёного коридора", подразумевающий единый инструмент оплаты проезды. Пилот будет начинаться с Петербурга, Ленобласти, Москвы, Московской и Тверской областей. Базовые решения для этого предоставят "СберТройка" и "Датапакс". Важный момент стратегии — переход на безналичную оплату проезда.
Однако, говоря об "умном" транспорте, не стоит зацикливаться только на различных способах оплаты проезда. Ум в транспорте может проявляться во всех потребностях пассажира, перевозчика, органа власти, отметил главный специалист АНО "Дирекция по развитию транспортных систем СПб и ЛО" Владислав Самойлов.
"Это автоматизация различных технологических, пользовательских процессов, попытка убрать лишние действия. Например, пассажиру не нужно будет делать многие задачи при планировании маршрута, синхронизируя разные расписания. Это будет делать цифровой сервис", — пояснил Самойлов, отмечая, что ум общественного транспорта будет проявляться также и в диспетчеризации, и в отслеживании маршрутов. К слову, относительного именно последнего поступает много запросов от граждан.
"Очень важный момент — регулярность движения транспорта. Те цифровые сервисы, которые позволят это обеспечить гражданам, возможно, предоставят больше радости. Это волнует людей", — добавил руководитель ГКУ ЛО "Ленинградское областное управление транспорта" Павел Постовалов.