Связанная с мясокомбинатом на Московском шоссе фирма борется с музеем городской скульптуры за фигуры быков знаменитого скульптора Демут–Малиновского.
Признать за собой право собственности на фигуры быков перед бывшим мясокомбинатом на Московском шоссе, 13, корп. 1, требует ООО "Самсон". Компания подала соответствующий иск к федеральному Росимуществу и к его межрегиональному управлению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Одновременно она обратилась с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета "производить изъятие, разборку и перемещение скульптур" до вступления решения в силу. Истец указывал на то, что "ответчиками предпринимались попытки изъятия у него спорного имущества" (как именно, в материалах суда не уточняется). Суд подобные доводы счёл неубедительными и в обеспечительных мерах отказал. Заседание же по существу дела назначено на 18 мая.
Быки стоят у ворот со стороны Московского шоссе в створе ул. Ленсовета. Они были изготовлены в 1824–1827 годах по проекту Василия Демут–Малиновского, автора скульптур Адмиралтейства, Главного штаба, Горного института и других парадных ансамблей эпохи классицизма. Быков относят к выдающимся примерам скульптур анимализма. По преданию, занимавшиеся отливкой скульптур мастера братья Дмитриевы прозвали их Взорушкой и Невзорушкой. Сначала фигуры стояли на скотопригонном дворе на Обводном канале (впоследствии — территория "Петмола", недавно участок застроили жильём).
В 1936 году их установили на новой площадке мясокомбината на Московском шоссе, что знаменовало преемственность места. В начале 2000–х комбинат этот обанкротился. Земля перешла к Московскому индустриальному банку, а дальше стала перепродаваться застройщикам, так что на территории уже возведено несколько жилых домов. По данным ЦБ на 2017 год, упомянутый банк частично контролировался лихтенштейнским обществом "Б. А. Аби холдинг эстеблишмент" (впоследствии он был санирован). Эта иностранная компания, согласно "Контур.Фокус", является учредителем "Самсона".
Быки с точки зрения властей стали бесхозными. Но кто–то за ними следил. В 2017–м же, как сообщали в Смольном, после звонка неравнодушного петербуржца сотрудниками КГИОП был "зафиксирован факт выполнения самовольных работ по окраске скульптур неустановленными лицами в отсутствие согласованной документации и письменного разрешения КГИОП". Так быки стали зелёными, что серьёзно обновило их имидж. Ведь, как писали "Санкт–Петербургские ведомости", в прошлый раз быков покрасили той же краской, что и забор, — розовой.
Приключения быков на этом не закончились. Как сообщал 78–й канал, у одного из этих многострадальных животных пропал хвост. Некто неравнодушный приделал новый хвост, но, к сожалению, не попал в цвет туловища.
Между тем раньше о быках заботились более серьёзно. В блокаду их спрятали, и не просто закопали где–то рядом, а увезли в Александро–Невскую лавру. Тогда, по совпадению, они оказались неподалёку от могилы их создателя Демут–Малиновского. Который, по легенде, будто бы видел сон, что быки оживают и приходят к нему, как скотина приходит к дому хозяина. И таким образом, сон сбылся.
Ныне оба быка формально охраняются как федеральный памятник истории и культуры. В связи с чем комитет по охране памятников привлечён к инициированному "Самсоном" суду в качестве третьего лица.
В апреле 2020–го КГИОП утвердил охранное обязательство на быков, согласно которому те должны быть отреставрированы не позднее 6 апреля 2023 года. В декабре 2021–го комитет выдал разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия ("комплексные научные исследования в рамках разработки проектной документации для проведения работ по реставрации"). Пока документация обратно в КГИОП на утверждение не поступала. Комитет также утвердил программу проверок этого памятника, в соответствии с которой правообладателем его является Государственный музей городской скульптуры, а реставрацией занимается ООО "Реставрационная мастерская “Наследие”". Судя по всему, процесс идёт медленнее, чем хотелось бы чиновникам.
Пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова сообщила "ДП", что "в настоящее время в рамках судебного дела (с "Самсоном". — Ред.) продолжается урегулирование вопроса в части определения правообладателя скульптур", при этом "имущественные вопросы находятся вне компетенции КГИОП".
Ранее, добавим, обсуждалась возможность перемещения быков на историческое место. "Санкт–Петербургские ведомости" приводили мнение замдиректора Музея городской скульптуры Надежды Ефремовой — она полагает, что бронзовые фигуры будут органичны в ансамбле скотопригонного двора на углу Московского пр. и Обводного канала. В свою очередь руководитель мастерской "Студия 44" (разрабатывала проект застройки "Петмола" жильём) Никита Явейн в уже упомянутом сюжете 78–го канала также предлагал вернуть быков на Обводный, "в родной район", поскольку на Московском шоссе они "теряются в пространстве". Но власти уверяют, что пока для того нет правовых оснований.
"Местонахождение объекта определено согласно действующим нормативно–правовым актам. Вопрос о его перемещении может быть рассмотрен при наличии достаточных оснований и выводов по результатам государственной историко–культурной экспертизы", — добавила Ксения Черепанова.