Минувший год петербургская Северная верфь завершила удвоением выручки, но с рекордным убытком.
По опубликованным данным видно, что финансовое положение "Северной верфи" стало более сложным, чем годом ранее. Выручка ПАО "СЗ “Северная верфь”", входящего в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), в 2021 году выросла до 31 млрд (14,9 млрд рублей годом ранее), при этом оно завершило год с убытком 3,5 млрд (по сравнению с прибылью 173,4 млн в 2020–м), говорится в его бухгалтерском отчёте.
Обращает внимание также значительный рост объёма долгосрочных заёмных средств: на конец прошлого года он составил 36,3 млрд рублей по сравнению с 8,3 млрд годом ранее. А величина чистых активов завода по итогам 2021 года имеет отрицательное значение — минус 2,03 млрд рублей при уставном капитале 629 тыс. рублей.
"Эти фактические показатели являются признаками существенной неопределённости в способности продолжать свою деятельность непрерывно", — говорится в заключении аудиторской компании "Самоваров и партнёры".
Впрочем, в руководстве верфи уверены, что она продолжит работу. Полученный убыток в компании объясняют тем, что предприятие, признавая выручку по мере частичной готовности, периодически пересматривает плановые затраты по строящимся заказам, тогда как пересмотр контрактных цен на них происходит значительно реже. "В результате нарастание выручки происходит меньшими темпами и в меньшем размере, чем рост фактических расходов, что приводит к отрицательному финансовому результату по основной производственной деятельности", — прокомментировали в её пресс–службе.
С учётом того, что завод выполняет гособоронзаказ и входит в госкорпорацию, вопрос о его финансовой устойчивости действительно не стоит, отмечает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артём Тузов.
"Хотя если смотреть только на балансовые показатели, капитал ПАО с 2021 года стал отрицательным и составил минус 2 млрд рублей. Компания работает за счёт полученных авансов на сумму более 123 млрд рублей, долгосрочных займов на 36 млрд рублей", — отмечает эксперт. По его оценке, финансовые проблемы верфи можно решить с помощью докапитализации или по мере сдачи готовых кораблей.
Отметим, что в 2021 году верфь отчиталась о завершении двухлетней допэмиссии. По подсчётам "ДП", она принесла "Северной верфи" от ОСК около 3,99 млрд рублей.
Эллинг забуксовал
О возведении нового судостроительного комплекса на территории "Северной верфи" говорят с 2015 года. Как сообщалось, суммарно на этот проект планировалось потратить 26 млрд рублей по федеральной целевой программе и из собственных источников ОСК. "На выходе" завод сможет строить корабли и суда большего водоизмещения, чем сейчас: длиной около 260 м и водоизмещением до 25 тыс. тонн (сейчас — 170 м и 12 тыс. тонн). Плюс планируется вдвое увеличить производительность труда.
Реализацию проекта разбили на этапы. Первый из них — строительство двух горизонтальных стапельных плит, перекрытых эллингом высотой 73,5 м, с мостовыми кранами грузоподъёмностью 350 тонн.
С 2017 по 2019 год контракт на эти работы выполнял главный подрядчик строительства метро в Санкт–Петербурге (на тот момент) — ОАО "Метрострой", принадлежавшее правительству города и семье Вадима Александрова. Как сообщали СМИ, за этот период компания успела освоить около 2 млрд рублей, однако в 2019–м заказчик расторг контракт в одностороннем порядке. Это происходило на фоне финансовых проблем подрядчика и срыва сроков работ (впоследствии "Метрострой" скатился в банкротство).
В 2020–м "Северная верфь" подписала контракт на 7,8 млрд рублей с одним из поставщиков Ростеха — ООО "Отечественные системы и технологии" (ОСТ). Завершить основную часть работ планировалось до конца 2021 года, однако эти планы не были реализованы. В январе 2022–го стало известно, что договор также расторгнут заказчиком. Как поясняли на предприятии, причиной этого стало ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и нарушение сроков.
Проблемы у второго генподрядчика начались после скоропостижной смерти руководителя и основателя ОСТ Якова Авраха в октябре 2020 года, полагает источник "ДП" в промышленной отрасли. По данным Rusprofile, на текущий момент 49% ООО "ОСТ" владеет Аркадий Аврах и 51% — Барият Аврах через ООО "ОСТ–Финанс" (которое находится в процессе банкротства).
Когда объявят новый конкурс, пока неизвестно. Сейчас идёт корректировка проектно–сметной документации из–за роста цен на материалы, сообщили "ДП" в пресс–службе Северной верфи. Сумму нового контракта там также не озвучивают. "После получения положительного заключения Главгосэкспертизы будет объявлен новый конкурс", — уточнили в пресс–службе.
Корабль в огне
Второе тяжёлое событие для завода — пожар на корвете проекта 20385 "Проворный" для Тихоокеанского флота, который произошёл в декабре 2021 года. Его корпус не пострадал, однако огонь уничтожил надстройку (новую, скорее всего, снова построит Средне–Невский судостроительный завод). Сдать "Проворный" планировалось в конце 2022 года, и уже понятно, что в такие сроки это сделать не удастся. Предварительно ущерб оценили в 22 млрд рублей. В связи с пожаром расследуется уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных работ.
В 2022–м новые проблемы могут появиться и у гражданских заказов верфи, поскольку их значительная часть — импортная. А Евросоюз и США накладывают на нашу страну беспрецедентные санкции.
В ноябре 2021 года "Северная верфь" подала иск о понуждении к исполнению обязательств к ООО "Вяртсиля Восток", российскому представительству производителя судовых двигателей Wartsila. Решение по этому делу ещё не принято. По предположению "ДП", поводом для спора могли стать поставки двигателей для серии гражданских судов, которые строит верфь, однако там не подтвердили эту информацию. "Предметом иска не являлись обязательства контрагента по траулерам", — сказали в пресс–службе предприятия. Там не стали озвучивать подробности, сославшись на то, что сейчас вопрос между сторонами урегулирован. В "Вяртсиля Восток" не ответили на запрос "ДП".
Между тем глава Минпромторга Денис Мантуров на днях обсудил развитие отрасли с судостроителями. Обеспокоенностей в связи с импортными комплектующими на этой встрече, видимо, не высказывалось. По её итогам отмечали, что с 2017 года иностранных производителей системно привлекали к локализации производств на территории страны. Там полагают, что созданный задел позволит оперативно наладить выпуск главных двигателей, якорно–швартовного оборудования, спуско–подъёмного и кранового оборудования, а также рулевых машин.