Градсовет 17 марта обсуждал вопрос о том, в какую сторону нужно идти памятнику, чтобы быть созвучным эпохе. А именно должен ли Александр Блок бесповоротно уходить во тьму или же оставлять людям надежду.
Редкий случай: город готов дать не только место в охранной зоне, но и деньги из бюджета. Четырёхметровый монумент хотят поставить в конце ул. Декабристов, где в доме на углу с Пряжкой автор "Двенадцати" прожил 9 лет. Скульптор Евгений Ротанов изобразил поэта склонённым вперёд, чуть не падающим, словно тот пытается противостоять урагану. Запахнувшись в шинель–пальто, внутренне сомкнутый и замкнутый, трагичный, Блок всё же идёт вперёд.
Самому скульптору видится, что идёт поэт в город — то есть в центр, в сторону Мариинского театра. В таком видении его поддерживает и главный художник Петербурга Алексей Моор, который смотрит на вопрос практически и говорит, что уже пройдены многие согласования, в том числе комитета финансов. А если проходить их заново, "есть большие опасения, что комитет может не предоставить на ближайшее время финансы и установка памятника будет отодвинута на несколько лет". Коллегу поддержал экс–глава КГА Владимир Григорьев.
При всём трагизме и пессимизме Блок всё–таки идёт к людям. "Поставить спиной — это слишком подчеркнуть его трагический уход из жизни и направленность во что–то, не связанное с нами", — говорит Григорьев. Тогда как живущие ныне и увековеченный должны быть связаны духовно. Григорьев процитировал Константина Бальмонта, который запомнил Блока "подавленным любовью целой жизни" к России. "Он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжёлое, бережно несомое бремя", — проникновенно зачитал Григорьев. Он считает, что в скульптуре "совершенно точно" уловили это состояние, о котором говорили современники Блока.
Против предложенного решения произнесла пламенную речь руководитель инициативной группы по установке памятника Ольга Маркарян. Она предлагает поставить скульптуру в другом конце того же бульвара, возле Пряжки — прямо напротив парадной дома, в котором жил Блок. "Мы, блоковеды, уверены, что Блок должен идти спиной к городу — он уходил от города и уходил от эпохи, с которой не может себя соотнести. Он всегда оказывался идущим против других людей, и я боюсь, что сегодня многие из нас могут это чувство ощутить и на себе", — говорит активистка. По её словам, чем дальше и чем трагичнее становилась история России, тем дальше уходил от города Блок. Так что Корней Чуковский запомнил поэта уходящим в ночную тьму. "Установка памятника лицом к городу — это простое, понятное решение. Мы все понимаем, что для этого не нужно никакой смелости", — говорит Маркарян.
То, что город продолжает ставить памятники по принципам соцреализма, вызывает у неё глубокую печаль, ведь "современное искусство предполагает концептуальное осмысление не только памятника, но и всего, что вокруг". Но наша культура не готова к тому, чтобы ставить что–то большее, чем "очередную скульптуру", поскольку в ней нет уважения к художнику и к новаторству. Впрочем, "за две последние недели мир настолько изменился, что в сегодняшних условиях переживать о том, куда смотрит Блок и куда он направлен, кажется уже недостойным переживания".