Российская аудитория Facebook сократилась на 40% после блокировки

Автор фото: Коньков Сергей
После блокировки количество российских пользователей Facebook снизилось более чем на 40%. Негативную тенденцию показал в том числе Instagram, потерявший свыше 16% аудитории только за первый день блокировки.
Об этом говорят данные исследовательской компании Mediascope, опубликованные 20 марта. Как уточняет РБК, попросивший аналитиков подсчитать ежедневную аудиторию социальных сетей, в статистике учитывается число россиян, которые хотя бы на одну минуту заходили на ту или иную площадку в течение суток (в том числе с помощью мобильного приложения).
Несмотря на блокировку, обеими социальными сетями продолжают пользоваться миллионы россиян, однако ограничения всё же отразились на работе сервисов. В период с 24 февраля по 15 марта аудитория Facebook сократилась с более 9,6 млн человек старше 12 лет до 5,5–6,9 млн человек в зависимости от дня. В первый день блокировки площадка потеряла 0,6 млн пользователей.
У Instagram максимальная ежедневная аудитория была зафиксирована в первый день блокировки, 14 марта: в приложение или на сайт платформы зашли почти 40,9 млн россиян, однако уже на следующий день в Instagram перестали заходить более 16% россиян, у которых есть фотоаккаунты.
В то же время снижение аудитории у Instagram и Facebook положительно отразилось на статистике других социальных сетей. По данным Mediascope, уже после того как стало известно о возможной блокировке Instagram, пользователи начали активно интересоваться Telegram. В период с 10 по 14 марта прирост составил более 10 млн человек (с 35,7 до 47,3 млн россиян).
С 11 марта, когда Роскомнадзор анонсировал блокировку Instagram, резко увеличилось число пользователей Telegram. Ещё 10 марта это были 35,7 млн россиян, то уже на следующий день — 40,9 млн, а 14 марта, в день блокировки, уже 47,3 млн человек. Многие стали чаще заходить во "ВКонтакте": если 24 февраля её пользователями были 46,5 млн россиян, то 15 марта — уже 50,3 млн.
При этом на TikTok временная приостановка прямых трансляций, обусловленная военной спецоперацией РФ на Украине, практически никак не отразилось. После сообщения об этом ежедневная аудитория социальной сети подскочила до 41 млн человек, однако затем снизилась до привычных показателей и насчитывала около 33 млн пользователей в сутки.
Активность россиян в запрещённых на территории страны социальных сетях обусловлена распространением VPN-сервисов, с которыми российские власти также ведут борьбу: как заявил глава комитета ГД РФ по информационной политике Александр Хинштейн, сервисы VPN блокируются ежедневно.
Как сообщал "ДП" ранее, 14 марта Роскомнадзор (РКН) внёс Instagram и Facebook в реестр запрещённых сайтов на территории РФ. До этого РКН ограничил доступ к Facebook из-за блокировки аккаунтам четырёх российских СМИ.
Тем временем Генеральная прокуратура РФ направила в суд заявление о признании компании Meta (владелец Facebook, Instagram и WhatsАpp) экстремистской организацией. Это произошло после того, как представители материнской организации разрешили пользователям своих социальных сетей публиковать призывы к насилию в адрес российских военных.
Неоднозначной политикой компании заинтересовались и в СК РФ: в отношении сотрудников Meta было возбуждено уголовное дело. Окончательное решение в отношении компании будет принято 21 марта.