В ближайшее время подвергнется корректировке законодательство о госзаказе. Оно будет либерализовано как для заказчиков, так и для поставщиков. "ДП" попытался проанализировать, какие из предлагаемых изменений пойдут бизнесу и государству на пользу, а какие несут риски.
Не секрет, что крупнейшим инвестором в России является государство. Значительная часть этих инвестиций осуществляется через систему госзаказа. Видимо, именно поэтому довольно существенная часть состоявшегося 16 марта совещания президента с руководством правительства и губернаторами была посвящена предложениям о реформировании этой сферы. Почти все озвученные инициативы направлены на упрощение процедур. Это должно помочь частному бизнесу привлечь в оперативный оборот дополнительные средства и тем самым отчасти сдемпфировать последствия происходящего в экономике.
Деньги надо пускать в дело
"Предприятия, которые выполняют заказы органов власти и компаний с госучастием, должны как можно быстрее получать деньги за поставленные товары и услуги, пускать их снова в дело, — задал тон Владимир Путин. — В этой связи предлагаю увеличить объёмы авансирования по государственным контрактам. Аванс должен составлять не менее половины от общей суммы контракта, а срок оплаты поставленных товаров и услуг — сократиться до 7 рабочих дней. Аналогичное решение необходимо также принять на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и компаний с госучастием".
Вице–премьер Марат Хуснуллин предложил на срок до конца года ввести мораторий на проведение проверок в отношении государственных заказчиков, органов власти и госкомпаний, так как "от скорости и ответственности их решений зависит выполнение всех антикризисных мер". По словам зампреда правительства, недавно регионам было дано право устанавливать дополнительные случаи закупок у единственных поставщиков, более гибко проводить торги. "Вы сказали увеличить авансирование от 50%, а мы сейчас разрабатываем методику — увеличение авансирования от 50 до 80%", — ответил президенту Марат Хуснуллин.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов попросил рассмотреть возможность разрешить в 2022 году региональным фондам содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) участвовать в выдаче гарантий для тех, кто участвует в госзакупках. "Сейчас, к сожалению, Гражданский кодекс нам таких возможностей не даёт", — посетовал губернатор.
Он также напомнил, что для формирования начальной цены контракта необходимо получить от трёх до пяти коммерческих предложений от предприятий соответствующей отрасли. "В текущее время это достаточно сложно сделать: не все компании соглашаются давать такие коммерческие предложения, смотрят на конъюнктуру, выжидают", — сказал губернатор. И попросил президента дать поручение пересмотреть эти нормативные акты, "чтобы мы на основании одного или двух коммерческих предложений могли формировать начальную максимальную цену".
Учитывая, что возражений со стороны Владимира Путина на эти инициативы не последовало, все они с высокой долей вероятности скоро обретут силу закона.
Подводные камни неизбежны
Опрошенные "ДП" участники рынка госзаказа и эксперты по–разному относятся к высказанным предложениям. Почти все инициативы помимо блага (более быстрая "накачка" реального сектора ликвидностью) несут в себе и риски.
Особо бурно в экспертных кругах обсуждается размер авансирования. Сейчас он по Федеральному закону № 44 (регулирует бюджетные закупки) составляет, за редким исключением, 30%. А вот 223–ФЗ (для компаний с преимущественной долей государства в капитале) авансирование вообще не регламентирует.
Председатель комитета по государственному заказу Санкт–Петербурга Александр Жемякин поддерживает увеличение объёма авансирования. "Оно позволит в условиях нестабильности рынка пополнить оборотные средства и, следовательно, увеличить закупки товаров, которые необходимы для поставки", — сказал он "ДП". Но конечно, увидел и подводные камни.
Первый из них — резкое увеличение объёма авансирования приведёт к возможным кассовым разрывам региональных бюджетов. "Это может повлечь необходимость дополнительного привлечения средств бюджетов либо на рынке, либо в виде казначейского кредита", — говорит чиновник.
Второй риск при увеличении авансирования — возможный рост стоимости банковских гарантий. "Исполнение контракта обеспечивается банковскими гарантиями, которые должны быть в размере не меньше, чем аванс. Соответственно, если банковские гарантии были рассчитаны под 30%–ное авансирование, то рост аванса до 50% увеличит и их стоимость. Насколько мне известно, сейчас в условиях нестабильности и высокой турбулентности банки дают гарантии неохотно или с достаточно большой маржой", — отмечает Александр Жемякин.
Впрочем, уверен он, все эти проблемы в Петербурге решаемы.
Директор по развитию ООО "Ракурс–инжиниринг", эксперт регионального отделения "Деловой России" в Санкт–Петербурге Михаил Чернигов поддерживает предложение по увеличению авансирования и сокращению сроков оплаты госконтракта. "Это позволит предприятиям не только повысить оборачиваемость капитала, сохранить рабочие места и увеличить производственные мощности, но и повысить эффективность взаимодействия с подрядчиками, которые работают исключительно на условиях предоплаты", — отмечает он.
Партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Токарева с этим не спорит, но напоминает: нередко, особенно в строительстве (например, метрополитена, общественных объектов), случается, что подрядчик получает аванс, незаконно его осваивает, а потом начинает процедуру банкротства.
"Бюджет лишается денег, результата строительства нет. Приходится нанимать нового подрядчика, авансировать уже его. И не факт, что аналогичная ситуация не повторится снова. Гарантировать же выполнение обязательств хотят разрешить фондам содействия кредитованию субъектов МСП, которые будут возвращать аванс за счёт тех же бюджетных денег", — опасается эксперт.
Аванса хватит только на стройматериалы
Кстати, строительная и дорожная отрасли — пожалуй, самые заинтересованные в увеличении авансирования. "Мы приветствуем все начинания, направленные на помощь строительной отрасли, в частности направленные на то, чтобы подрядчики могли продолжать работать", — сказали "ДП" в петербургском комитете по строительству.
"Авансирования, даже увеличенного, хватит по сути только на закупку строительных материалов, — говорит один из экспертов рынка недвижимости. — Кто–то может не справиться с достройкой, даже имея аванс 70%. Также не стоит исключать вероятность, что кто–то из подрядчиков воспользуется ситуацией и окажется недобросовестным". Но других вариантов, по его словам, просто нет: строить (а тем более достраивать) надо.
Как рассказал "ДП" глава дорожного комитета Ленинградской области Денис Седов, в нынешних условиях корректировка 44–ФЗ в дорожной и строительной отраслях должна стать первоочередной задачей. "Губернатор уже предложил проводить закупки до 100 млн рублей вообще без конкурса. Сейчас задача всех уровней власти — максимально быстро направить деньги в экономику. Лучше, чем стройка или дороги, с этим никакая отрасль не справится, так как именно в этих сферах много взаимосвязанных производственных цепочек", — поясняет Денис Седов.
В свою очередь, глава области Александр Дрозденко рассказал в своём telegram–канале, что конкурсные процедуры по строительству и дорожным работам должны проходить за 10 дней. "Все контракты по объектам, которые подтверждены в бюджете в полном объёме, необходимо запустить даже не завтра, а уже сегодня. Любые задержки и проволочки — это увеличение стоимости", — добавил губернатор.