Поставки полностью импортозамещённого самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) могут начаться в 2024 году. Об этом сообщил во вторник, 22 марта, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
По его словам, в Минпромторге рассчитывают, что все необходимые сертификационные полёты и испытания самолёт SSJ-100 с российскими комплектующими пройдёт уже в следующем году.
В этом году Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) планирует поставить российским авиакомпаниям 19 самолётов SSJ-100, на них хватает иностранных запчастей и комплектующих. Кроме того, авиакомпаниям планируется поставить ранее возвращённые борты — так называемые "белые хвосты", которые ранее не были реализованы заказчиками.
"Мы их сейчас доводим до лётной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам", — сказал глава Минпромторга (цитата по ТАСС).
Кроме того, до конца 2022 года ОАК поставит заказчику два самолёта МС-21, первым его эксплуатантом станет авиакомпания "Россия". МС-21 (что означает "магистральный самолёт 21-го века") создаётся корпорацией "Иркут" (входит в "Ростех"), головным предприятием по проекту выступает Иркутский авиационный завод. В "Ростехе" самолёт МС-21 называли потенциальным конкурентом самых распространённых воздушных судов данного класса – Boeing 737 и Airbus 320/321, при этом отмечается, что МС-21 — самый "широкофюзеляжный" среди узкофюзеляжных: ширина салона МС-21 составляет 406 см, что примерно на 30 см шире, чем у Boeing 737. Президент РФ Владимир Путин на встрече с представительницами лётного состава российских авиакомпаний отмечал, что для оснащения самолёта отечественным двигателем ПД-14 необходимо "буквально несколько месяцев" и самолёт "будет целиком и полностью российского производства".
Российские авиакомпании столкнулись с проблемой недостатка собственных бортов в связи с масштабными санкциями против России, введёнными с началом военной спецоперации РФ на Украине. Евросоюз с 26 февраля запретил продажу и поставки в РФ воздушных судов и запчастей к ним, а также оказание любых страховых или перестраховочных услуг на самолёты и их ремонт.
Для решения проблемы президент РФ Владимир Путин своим указом разрешил регистрировать права на иностранные самолёты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний, в российском авиационном реестре. По данным Минтранса на 22 марта, в него перевели почти 800 самолётов (из 1367). В числе "потерянных" для авиакомпаний министр транспорта РФ Виталий Савельев назвал 78 воздушных судов — они арестованы в иностранных государствах и уже не вернутся в Россию. Полёты за рубеж осуществляются на 193 самолётах, которые были зарегистрированы как российские до введения санкций — это 148 лайнеров Sukhoi Superjet, 44 самолёта Boing и Airbus, один Ту-204.