Размер снова имеет значение: гипермаркеты получили шанс на выживание

Автор фото: Сергей Ермохин

Покупатели вернулись в гипермаркеты, хотя уже несколько лет в целом по стране этот формат переживает кризис. Эксперты уверяют, что тенденция временная.

По данным исследования NielsenIQ, по итогам первых 2 недель после введения санкций ускорение динамики продаж FMCG–товаров больше всего произошло в дискаунтерах и гипермаркетах.
При этом ажиотажный спрос, который наблюдается на многие группы товаров, по словам экспертов, — временное явление, так как в течение года потребители будут вынуждены сокращать количество своих покупок на фоне высоких темпов инфляции и продолжающегося уменьшения доходов.
В отчёте NielsenIQ отмечается, что прежде всего продажи выросли в дискаунтерах, мини–маркетах и гипермаркетах. "Если первые два канала напрямую связаны со стремлением потребителей к экономии и поиску выгодных цен, то увеличение динамики гипермаркетов обусловлено оптовыми закупками россиян на фоне ажиотажного спроса", — поясняется в исследовании.
Продажи в дискаунтерах на девятой неделе 2022 года (с 28 февраля по 6 марта) выросли на 16% по сравнению с прошлым годом, а в гипермаркетах — на 12%.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская уверена, что за последние недели увеличился трафик во всех форматах магазинов розничных сетей, поскольку покупатели начали делать запасы. При этом потребители стали больше покупок делать всё–таки в дискаунтерах.
Тенденцию закупки впрок в гипермаркетах эксперт признаёт, но считает временной, поскольку ретейлеры заметно подняли цены на большую часть ассортимента и ввели ограничения по количеству популярных товаров (гречка, сахар, чай, средства личной гигиены и другие), отпускаемых в одни руки.
"Не думаю, что гипермаркеты снова станут прибыльными, учитывая рост цен. Прибыльными будут те магазины, которые смогут обеспечивать более–менее бесперебойные поставки и предлагать приемлемые для покупателей цены", — считает Анна Синявская.
Изменилась и покупательская корзина. На 8–9–й неделе 2022 года вырос спрос на нескоропортящиеся продукты (+46%), горячие напитки (+23%), товары по уходу за собой (+22%) и алкогольную продукцию (+18%). Из–за высокого спроса на кофе динамика продаж горячих напитков, по данным NielsenIQ, достигла 23% в натуральном выражении, хотя ранее находилась в отрицательной зоне.
В исследовательском холдинге "Ромир" отмечают, что в период с 14 по 20 марта средние недельные расходы потребителей в стране сократились на 10,8% по сравнению с неделей ранее и составили 6 065 рублей. Это напрямую свидетельствует о том, что ажиотаж в торговых сетях пошёл на спад. Но по сравнению с тем же периодом 2021 года расходы всё равно увеличились на 21,3%, так что говорить о том, что люди успокоились, преждевременно.
В пресс–службе торговой сети "Лента" корреспонденту "ДП" подтвердили, что тенденция на закупки впрок идёт на снижение. При этом в компании не намерены менять свои планы по развитию формата гипермаркетов (сейчас компания больше делает акцент на магазинах у дома).
Количество онлайн–заказов также выросло. "Но модель закупки впрок в онлайне также уже неактуальна, поскольку сильно поднялись цены и теперь это стало невыгодно", — объясняет Синявская.