Есть вещи, без которых работа машин, станков и производственного оборудования просто невозможна. Например, смазки и смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). До недавнего времени процент импортной продукции в этих сегментах в стране был непозволительно высок. Причиной применения преимущественно зарубежных смазок называли указания в техпаспорте или привычные схемы обслуживания. Сегодня транспортники и промышленники ищут отечественные аналоги. И российские производители готовы предложить им высококонкурентные продукты.
В категории "Инновационный продукт" премию "Проект года" от "ДП" получает холдинг "СУПРОТЕК", который в рамках стратегии создания импортозамещающих товаров разработал серию уникальных формул СОЖ, пластичных и консистентных смазок для индустриального и транспортного рынков. Сама идея появилась не сегодня — компания реализовала масштабную подготовительную программу. Запуск опытно-производственной площадки и принципиально новых продуктов стал отдельным вектором развития предприятия.
Особенное воодушевление коллектива компании в связи со стартом активной фазы проекта легко объяснимо. Путь к успеху был полон неопределённостей и не гарантировал выход на хорошую прибыль. Готовый российский продукт оказался мало востребован предприятиями промышленного сектора. Внедрять в свои технологические цепочки инновационные аналоги зарубежных средств, которые использовались долгие годы, многие откровенно боялись. Не становились аргументом в пользу этого шага ни выгоды в части бережного расходования продуктов, ни их улучшенные свойства, ни доказанное испытаниями повышение производительности оборудования.
Производство смазок
По словам генерального директора группы компаний "СУПРОТЕК" Сергея Зеленькова, часто сервисное обслуживание зарубежного оборудования поддерживали сами иностранные производители. Они чётко прописывали, что можно использовать для их станков, механизмов, аппаратов, спецтехники и так далее. Это было серьёзным препятствием для развития российского рынка промышленных смазочных материалов и СОЖ. Если говорить про оборудование отечественного производства, то часть потенциальных клиентов почему-то смущало определение "инновационный".
"Тогда мы приняли для себя решение, что начинаем производить смазки и СОЖ для оборудования, которое так или иначе представлено в России, — рассказывает Сергей Зеленьков. — Для отечественной и зарубежной техники, гарантийный срок обслуживания которой завершился, а значит, владелец этого оборудования может изменить регламенты его облуживания и выбрать другие продукты. Задумались о производстве консистентных пластичных смазок, которые могут быть предложены на рынке по выгодной для покупателя цене, с лучшими условиями поставок и сопровождения, чем у зарубежных коллег. Компания создала целый набор таких продуктов. Они прошли долгую апробацию. Мы получили обратную связь и первые заказы от наших российских клиентов. И тогда поняли, что открываются новые перспективы устойчивого роста нашей компании".
Сергей Зеленьков, генеральный директор группы компаний "СУПРОТЕК"
Всё равно инновационный
Генеральный директор холдинга "СУПРОТЕК" также сообщил, что при запуске этого индустриального проекта пришлось пересматривать процессы и принципы продвижения, а кроме того, формировать новое восприятие бренда Suprotec. Ведь компания была ориентирована в основном на взаимодействие с потребителем в рамках розничной торговли на автомобильном рынке. "Долгое время мы целенаправленно занимались развитием сегмента присадок и ресурсосберегающих технологий для автотранспорта. Выходить с новыми продуктами к промышленникам было крайне сложно, ведь их технологические цепочки и спектр применяемых средств были строго регламентированы. Да, мы мечтали о том, что однажды сможем предложить наши разработки и машино-, и судостроителям. Тогда мы сказали: "Хорошо, мы будем делать продукты, которые прописаны в ваших паспортах, ГОСТах, ТУ, но сделаем их всё равно инновационными". Предприятия попробовали и высоко оценили наш продукт. Они убедились, что он действительно работает".
"Исторически наша компания сфокусирована на создании высоких триботехнических характеристик продукта, — делится деталями главный энергетик группы компаний "СУПРОТЕК" Сергей Решетников. — Триботехника — это наука, позволяющая решить задачи снижения трения, а также износов при работе машин и механизмов, увеличения ресурса и долговечности узла. Поэтому и пластичные смазки у нас обладают очень высокими триботехническими свойствами. За счёт их использования возможно значительное увеличение времени эксплуатации узлов и механизмов, а также дополнительно может быть продлён межоперационный период обработки смазочными материалами. На данный момент освоены две группы пластичных смазок: кальциевые и литиево-комплексные, на различных маслах и ингредиентах".
Сергей Решетников, главный энергетик группы компаний "СУПРОТЕК"
Созданию нового предложения предшествовало изучение востребованной продукции. "Мы посмотрели, что есть на нашем рынке зарубежного, и были крайне удивлены, что многие заявленные свойства не соответствуют действительности. Наши продукты иногда на 20-40%, а то и на все 150% были лучше по ряду характеристик, — констатирует Сергей Зеленьков. — Что касается аналогичных отечественных продуктов, в большинстве случаев их ингредиенты тоже были зарубежными. Кроме того, зачастую оборудование российских производителей смазок давно морально устарело. Да, несколько нефтеперерабатывающих комбинатов производят подобные смазочные продукты, но, как правило, это очень узкая линейка. Опять же присадки и всевозможные добавки они тоже брали за рубежом".
Эти вводные стали основой для новой стратегии "СУПРОТЕК". Компания поставила себе цель сделать продукт, все циклы производства которого будут завязаны только на нашу страну. План удалось реализовать. Затем стартовала серия тестов с участием предприятий, которые были готовы к экспериментам. Их список расширялся медленно и постепенно, поэтому мощностей опытно-производственного участка вполне хватало для удовлетворения потребностей заинтересованных клиентов.
Спрос вырос неожиданно. Свою роль сыграли геополитические обстоятельства. "Ещё в середине февраля наши потенциальные клиенты говорили, что не планируют брать наши продукты, потому что делают закупки у зарубежных производителей, но теперь они начинают обращаться к нам, — говорит руководитель холдинга "СУПРОТПЕК". — И они сразу хотят получать большие партии. Но ведь инвестиции были рассчитаны на меньший спрос. Причём речь исключительно про собственные средства. У нас не было финансирования или программ от государства, которые были бы направлены на создание таких производств. Мы пока маленькие в индустриальном секторе, нам необходимо время, чтобы стать крупным предприятием. Но компании удалось доказать, что в России можно делать продукты не хуже, а лучше, чем за рубежом. И по цене это будет более выгодно".
Старт к юбилею
Опытно-производственный участок, где холдинг "СУПРОТЕК" варит свои смазки и создаёт смазочно-охлаждающие жидкости, открыт как раз к 20-летию группы компаний, которое отмечается в апреле.
"Сейчас мы вводим в строй ещё один реактор, производство увеличится в 2 раза, — делится планами Сергей Зеленьков. — В течение трёх следующих лет нацелены масштабировать его ещё в несколько раз. Ведь спрос, судя по всему, растёт и будет расти значительно. Сегодня нам звонят наши коллеги с разных заводов и жалуются, что у них нет смазочных материалов, их неоткуда брать или они стоят бешеных денег. Мы же сами не только производим продукцию, но и поставляем её. "СУПРОТЕК" имеет развитую федеральную дилерскую сеть и налаженную логистику поставок во все без исключения регионы страны. При этом мы заинтересованы и открыты к сотрудничеству с государственными или частными инвесторами. Давайте вместе расширять и строить новые производства, планировать получение прибыли. У нас подобран штат компетентных технологов и учёных, проведены все необходимые испытания, налажен выпуск опытно-промышленных партий продуктов. Поэтому, что называется, welcome, мы открыты для диалога".
Презентация продукции на XIV Петербургском международном инновационном форуме, ноябрь 2021 года
Сегодня в линейке смазок, выпускаемых холдингом, четыре основных продукта: все они созданы по уникальным рецептурам и стабильно функционируют в широком диапазоне температур. Например, товарная группа "Супротек Хот" специально разрабатывалась с целью импортозамещения высокотемпературных смазок. "Этот продукт предназначен для длительной эксплуатации в узлах при температурах вплоть до 190°С, — рассказывает Сергей Решетников. — Были проведены опытно-промышленные испытания, показавшие состоятельность применения смазок "Супротек Хот" при серьёзных нагрузках и высоких температурах. Несмотря на то что даже у некоторых импортных высокотемпературных смазок при данных условиях наблюдалось разрушение каркаса смазки, преждевременное вытекание из узла, коксование. С точки зрения импортозамещения у нас очень достойная замена в этом сегменте".
На предприятии есть собственная оснащённая лаборатория, где каждую партию и любую новую разработку "прогоняют" по всем заявленным параметрам. Здесь сделана ставка на качество. В лаборатории установлено современное проверочное оборудование, разработаны методологии, проводятся опытно-промышленные испытания в очень широких сферах: на больших агрегатах, крупногабаритных машинах, двигателях, дизелях, на нагруженных подшипниках.
Лаборатория холдинга «СУПРОТЕК»
"В промышленном комплексе смазки применяются везде, — напоминает о важности стоявшей перед холдингом задачи Сергей Решетников, — ни один механизм не обходится без смазки, в каком бы виде она ни была: жидком, пластичном, в твёрдо-смазочном покрытии и так далее".
Не повторять, а перешагнуть
С созданием СОЖ, без которых не работает ни один металлорежущий станок, история была несколько иной. В станках, изготовленных в Советском Союзе, чаще всего применялись маслоэмульсионные смазывающе-охлаждающие жидкости, полученные путём смешения нефтяного масла с водой при помощи специальных эмульгаторов. Регламент иностранного оборудования предписывает в основном СОЖи следующего поколения — полусинтетические, с добавлением синтетических веществ в маслоэмульсионный состав.
Как пояснил Сергей Решетников, специалисты "СУПРОТЕК" решили перешагнуть существующие вариации на рынке. По признанию главного энергетика, был задуман изначально топовый продукт. "Мы не стали проходить этапы создания маслоэмульсионных и полусинтетических СОЖ, — поясняет собеседник "ДП", — компания сразу создала продукт принципиально нового уровня: синтетическую водорастворимую СОЖ. И если составы предыдущего поколения являются эмульсолами, то, например, СОЖ "Супротек Био" — это истинный раствор, представляющий собой широкоуниверсальный продукт, способный заменить практически все СОЖи, применяемые на данный момент. При этом все ингредиенты отечественные, а технология производства —полностью собственная разработка".
Если брать области применения, то это все виды металлообработки и почти весь спектр операций, производимых на станках отечественного или зарубежного производства: токарные работы, фрезерование, шлифование, сверление, прессование, штамповка и т.д. При этом новый продукт "СУПРОТЕК" успешно справляется со стоящим перечнем технических задач: создать обволакивающую плёнку, уменьшающую трение, отводить тепло, выполнить антикоррозийную функцию, очистить зону соприкосновения трущихся поверхностей от стружки. Соответственно, и результат един — продление срока службы и обеспечение бесперебойной работы станков.
К отличительным характеристикам и преимуществам нового синтетического продукта можно отнести:
- безопасность его применения: отсутствие раздражения кожных покровов у людей, склонных к аллергическим реакциям (что случалось при использовании некоторых маслоэмульсионных СОЖ);
- отсутствие коррозионных процессов — на оборудовании, на инструменте, на готовых изделиях;
- уменьшенный расход рабочего состава;
- высокие показатели биоразлагаемости — что также стало серьёзным отличием от классических нефтепродуктов;
- удобная транспортная логистика — концентрат СОЖ "Супротек Био" выдерживает очень низкие температуры: его можно транспортировать в условиях до -45°С, он не замерзает. Маслоэмульсионные составы при -20°С могут замерзать, причём не исключено изменение их свойств.
Высокие технологии и культура производства
Первым эксклюзивным покупателем и заказчиком СОЖ производства компании "СУПРОТЕК" стало ООО "Станкозавод "ТБС". Клиент сам использует продукт при производстве оборудования и поставляет смазочно-охлаждающие жидкости промышленным предприятиям — заказчикам станков. А в числе партнёров завода много крупных концернов.
"СОЖ нового поколения — это водорастворимый концентрат: то есть лучше логистика, а она сейчас выросла в цене. Второе — это биологически чистый продукт, он не вреден для людей, работающих у станка. И он может находиться, скажем так, в рецикле: его можно восстанавливать, убирать масло с поверхности после обработки металлорезанием, снова очищать через фильтр и использовать вновь. Это действительно выгодно. Пришло время быть независимыми от внешних рынков", — резюмирует Сергей Зеленьков.
Так компания "СУПРОТЕК" вернулась к своей базовой миссии: содействовать повышению технологичности и культуры отечественного производства — и доказала, что российский рынок вполне может создавать конкурентные продукты высокого инновационного класса, которые уже удостоены премии "Проект года", по версии "Делового Петербурга".