Растущий рынок интернет-торговли позволил тысячам предпринимателей расширить географию сбыта своей продукции. При этом, одним из ключевых вопросов, который им приходится решать, стала логистика.
Компания Data Insight в марте опубликовала ежегодный отчёт "Интернет-торговля в России 2021". Согласно представленным данным, за прошлый год количество онлайн-заказов выросло на 104%. Это стало рекордом за всё время наблюдений. В денежном выражении объём рынка вырос на 52%, составив 4,1 трлн рублей. Основной подъём онлайн-торговли обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 году их доля увеличилась с 49% до 62% от всех онлайн-заказов. Они же оказались и лидерами рынка. Например, на Wildberries покупатели потратили 413,2 млрд рублей, на Ozon — 197 млрд рублей.
Для малого бизнеса открылись колоссальные ниши, связанные с возможностью продавать свою продукцию по всей стране. "Объёмы, которые можно делать на маркетплейсах, намного выше, чем в собственных проектах, — рассказывает предприниматель Денис Антоньян, развивающий бренд "MLS 883". — Второе преимущество — это количество категорий, в которых можно реализовывать товары. Если, например, я торгую одеждой, у меня есть свой сайт, другие каналы рекламы. И, если я решил торговать электроникой, то мне необходимо создать новый сайт, новые рекламные каналы, соответственно, их раскручивать, вкладываться. Это время и деньги. Если я иду на маркетплейс, то очень легко могу выйти одновременно с одеждой, электроникой, с другими группами товаров и делать большие объёмы с меньшими вложениями в рекламу. И, конечно, удобно, что многие процессы маркетплейс забирает на себя. Всю работу с клиентами делает сама площадка".
Одним из сложных аспектов торговли через электронные магазины является вопрос логистики. Маркетплейсы требуют соблюдения сроков поставки, стандартов упаковки и маркировки товаров. По данным ГК "Деловые Линии", пренебрежение ими приводит к отказам в приёмке груза в 35% случаев. "Есть несколько видов типовых ошибок, которые приводят к отказу в приёме поставки. Если это ошибки в упаковке, то надо переупаковывать или перекладывать короба на палету. Если ошибки в маркировке — перемаркировать отдельные короба или всю поставку. Ошибки в личном кабинете также могут повлечь за собой отказ в приёмке маркетплейсом. Нам удалось настроить свою систему работы, что позволило увеличить скорость обработки и доставки товаров, уменьшить количество отказов в приёмке на складах маркетплейсов в 6 раз. И, как следствие, сэкономить клиенту время, ресурсы, средства и поддержать динамику роста продаж", — рассказали в "Деловых Линиях".
На данный момент сформировалось несколько схем, позволяющих оптимизировать поставки товара от поставщика до склада продавца. Основные — это FBM (fulfillment by marketplace) и FBS (fulfillment by seller). В первом случае хранение, комплектацию, упаковку и доставку товаров берёт на себя маркетплейс. Во втором — продажа осуществляется со склада продавца, а товар уходит на склад маркетплейса только после оформления заказа. Также распространена схема DBS (delivery by seller). В этом случае маркетплейс выполняет функцию привлечения клиентов и сбора оплаты, а поставщик напрямую доставляет товар покупателю. В качестве поставщика выступает производитель или его дистрибутор.
Транспортно-логистические компании работают по каждой из этих схем. Поставщик может полностью доверить им вопрос логистики, сконцентрировавшись на других процессах. "Можно заказать товар в Китае, его примет в Москве компания, которая делает "фулфилмент", — приводит пример предприниматель Максим Разинкин. — Она принимает, упаковывает и отправляет товар на склады Wildberries и Ozon. Таким образом для ведения бизнеса достаточно ноутбука, телефона, и, конечно же, средств для закупки товара. Всё остальное можно делать удалённо, не требуется личного присутствия. Это бизнес, который можно легко масштабировать, который достаточно прост в освоении и понятен каждому".
Некоторые крупные компании содержат собственные транспортные отделы. Но даже среди них есть те, кто предпочитает отдавать эту сферу на аутосорс. "Наш подход пока оправдывает себя: мы работаем с рядом сторонних транспортных компаний. Наши партнёры предоставляют нам больше вариантов, значит, мы можем гарантировать клиентам надёжность и скорость, а также, что немаловажно, оптимальную стоимость доставки", — говорит директор департамента электронной торговли компании "Марвел-Дистрибуция" Николай Федяев.
Спрос на услуги транспортно-логистических компаний растёт не только со стороны поставщиков, но и со стороны самих маркетплейсов. Так, например, работает компания Авито в рамках своего сервиса "Авито Доставка". "В этом году востребованность услуги у россиян продолжила расти – с начала марта 2022 года количество заказов в "Авито Доставке" выросло на 40%, а количество сделок по сравнению с февралём — на 30%. Поэтому мы каждый день совершенствуем сервис, подключаем новых партнёров — логистические компании — и заботимся о безопасности для всех участников сделки на Авито", — отмечает руководитель департамента логистики в Авито Сергей Пустыльник.
Объёмы интернет-торговли продолжат расти и в этом году, уверены участники рынка. При этом появятся новые вызовы. Например, в ряде случаев клиенты хотят получить товар уже через 15 минут после его заказа. Транспортные компании совершенствуют технологии своей работы, чтобы соответствовать новым требованиям.