Проблемы начались задолго до нынешнего кризиса.
Некогда крупная петербургская сеть магазинов детских товаров "Детки" подала иск о признании себя банкротом на 22,4 млн рублей. Компания закрыла большую часть магазинов, остаются работать шесть точек, в которых происходит ликвидация товара. Также ретейлер объявил продажу офисной мебели и торгового оборудования. Когда–то сеть насчитывала 27 магазинов в Петербурге, Ленинградской области, Москве и Московской области.
Крупная федеральная сеть "Дочки–Сыночки", похоже, также испытывает трудности. Согласно данным системы "Контур.Фокус", с начала января этого года ряд операционных компаний группы "Дочки–Сыночки" (ООО "Опт Торг", ООО "Победа", ООО "Волга") уже трижды публиковали сообщения о намерении обратиться в суд, чтобы признать себя банкротами. Иски о банкротстве также поступают от контрагентов ретейлера. 14 марта ООО "Новый дом" подало в отношении ООО "Волга" иск о несостоятельности, однако заявление было оставлено судом без движения. В Петербурге продолжают работать лишь три магазина сети.
Компания Mothercare с 10 марта приостановила работу всех магазинов в России. В том числе оказались временно закрыты 14 филиалов в Петербурге.
Директор департамента торговой недвижимости "Коллиерз Интернешнл" Ирина Царькова считает, что снижение активности ретейлеров детских товаров часто связано с внутренними причинами, а не с системными проблемами сегмента. Например, предпосылки для закрытия сети "Детки" были ещё до текущих событий. А план по сокращению количества магазинов "Дочки–Сыночки" стартовал уже некоторое время назад.
"Сегмент детских товаров подвержен влиянию нескольких факторов, которые только обострились в последние годы, — замечает Царькова. — Прежде всего это усиление онлайн–торговли во время пандемии, в том числе и высокая конкуренция с маркетплейсами".
В пресс–службе петербургской сети "Вотоня" возражают, что на сокращение числа розничных детских магазинов маркетплейсы повлияли лишь второстепенно. Они забрали только часть ассортимента детских товаров. "Для аудитории важен тактильный контакт с продуктом, особенно когда речь идёт об одежде, мебели, детском транспорте. А этого преимущества онлайн–торговля обеспечить не может. Поэтому мы по–прежнему делаем ставку на формат магазинов у дома и комбинированную онлайн–систему “закажи — забери“", — подчёркивают в компании.
В сети также считают, что для оставшихся игроков Петербурга, с одной стороны, открываются дополнительные возможности, с другой — уход крупных и раскрученных вендоров вынуждает искать интересные потребителю альтернативы. В условиях финансовой нестабильности и затруднённой логистики чем скорее сеть адаптируется к новым условиям, тем надёжнее её перспективы на рынке.
В агентстве B&C Agency рассказали, что маржа магазинов сокращалась все последние годы. На фоне ослабления рубля был заметен рост цен, что снижало покупательскую активность. Сейчас с рынка могут уйти сети, наименее готовые к сложностям. Останутся самые крупные, которые могут постепенно сокращать число торговых точек. Одновременно вырастет доля гипермаркетов, где также продаются самые необходимые предметы гигиены и смеси.