Обратного пути нет: транспортную реформу спасли от санкций

Автор фото: Свистунова Валентина
Транспортная реформа всё же доехала до Петербурга: с 1 апреля горожане будут наблюдать всё меньше маршруток и всё больше новых вместительных автобусов лазурного цвета.
Если не оглядываться слишком далеко назад, то изменения в транспортной системе города должны были наступить летом 2020 года. Тогда не успевали, хотя на что–то чиновники были готовы закрыть глаза. Казалось, откладывать было нельзя, ведь готовились с 2015 года. Но оказалось, что можно, если в череду событий вмешивается пандемия. Она подарила регуляторам и перевозчикам ещё 2 года — до лета 2022 года. Сейчас вмешаться могли санкции. Реформу спасли, возможно, не столько заключённые контракты, сколько затраченные усилия всех сторон. Ввязаться придётся уже при любых условиях, а разбираться с меняющейся конъюнктурой, видимо, будут на ходу.
Брутто–контракты, подразумеваемые новой моделью транспортного обслуживания, работают хорошо, когда в экономике всё стабильно. Это явно не про нынешнее время. И что бы ни твердили про развитие в кризис, от вопроса эксплуатационной стоимости никуда не деться. Перевозчики, заключившие длинные брутто–контракты, озадачивали им чиновников ещё до санкций. Теперь он стал принципиальным. Стоимость транспортной работы, заложенная в контракты, не соответствует сегодняшним ценам никак. Основные расходы — заработная плата и топливо. В случае с последним — газ, на который прогнозируют только повышение цен. О дополнительных субсидиях на транспортную реформу молчат.
С другой стороны, и перевозчикам, работающим по прежней схеме в других регионах, то есть собирающим всю выручку себе, будет не слаще. Как говорят эксперты, бизнес становится экономически неэффективным: тарифы у нас ниже экономической себестоимости. Так что гонять пазики по Петербургу уже не так прибыльно. А значит, и сожалеть ни о чём не нужно.
Негативных комментариев от почитателей маршруток, конечно, в ближайшее время не избежать, но вряд ли они продержатся долго. В том же Новокузнецке, где обстановка в рамках смены транспортной системы была прямо–таки раскалённой, страсти утихли спустя месяц. В Петербурге же перевозчики преимущественно остались свои, а новый игрок — москвич лишь юридически. Агитацию против них никто не ведёт. Кроме того, реформа стартует не зимой, а весной, так что пассажиры не будут мёрзнуть на остановках. Разве что обувь запачкают, где асфальта ещё нет. А ещё интересно, что реформу начинают не в понедельник, а в пятницу, 1 апреля. Это что–то новенькое.