Российско-французская компания PowerJet, выпускающая двигатели SaM146 для самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), прекратила их техобслуживание и ремонт из-за санкций.
Полностью прекратились поставки запчастей для SaM146, техподдержка и ремонт двигателей, включая возврат ранее отремонтированных, а также предоставление их в лизинг, сообщает Интерфакс 30 марта со ссылкой на свой источник, близкий к авиапрому.
Чтобы не допустить остановку эксплуатации самолётов SSJ-100, Минпромторг предложил использовать склад запчастей и пул подменных двигателей SaM146, которые PowerJet сформировала на территории РФ ещё до санкций. Для этого предлагается узаконить передачу имущества иностранных компаний, отказавшихся от бизнеса в РФ, во временное управление российским профильным предприятиям.
PowerJet зарегистрирована во Франции, по 50% компании у французской Safran Aircraft Engines и российской "ОДК-Сатурн"— Объединённой двигателестроительной корпорации "Ростеха".
В проекте SaM146 французская сторона отвечает за "горячую" часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), российская — за "холодную" (вентилятор и турбина низкого давления), а также за сборку и установку двигателя. Стороны вели переговоры о частичной локализации в России производства "горячей" части и увеличении локализации ремонтных компетенций этой же части двигателя.
Глава Минпромторга Денис Мантуров 22 марта заявлял, что импортных запчастей для обслуживания SSJ-100 хватит на значительное время, а Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) в 2022 году планирует поставить российским авиакомпаниям 19 самолётов SSJ-100, на которые хватает иностранных запчастей и комплектующих.
Мантуров сообщил, что поставки полностью импортозамещённого самолёта Sukhoi Superjet могут начаться в 2024 году. Эту модель (SSJ-NEW) планируется оснащать двигателями ПД-8, которые будет выпускать ОДК. В феврале 2022 года ОДК отчиталась об успешно проведённом первом этапе сертификационных испытаний газогенератора авиационного двигателя ПД-8. Сертификацию нового лайнера планируется завершить в 2023 году.
Российские авиакомпании столкнулись с проблемой недостатка собственных бортов в связи с масштабными санкциями, объявленными после начала военной спецоперации РФ на Украине. Евросоюз с 26 февраля запретил продажу и поставки в РФ воздушных судов и запчастей к ним, а также оказание любых страховых или перестраховочных услуг на самолёты и их ремонт. У российских авиакомпаний арестовали 78 воздушных судов, приобретённых в лизинг. Остальные подобные самолёты власти РФ разрешили перерегистрировать в российском авиационном реестре.
Президент РФ Владимир Путин планировал провести совещание по перспективам развития авиаотрасли в условиях санкций. По словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, совещание запланировано на четверг, 31 марта.