В начале прошлого года АО "Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”" обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, требуя с ПАО "Информационные телекоммуникационные технологии" ("Интелтех") 221,3 млн рублей неустойки. Разбирательства возникли из–за исполнения одного из этапов опытно–конструкторской разработки (ОКР) по созданию автоматизированного комплекса связи для атомной подлодки специального назначения К–329 "Белгород" (этот договор заключён был ещё в 2012 году).
Подрядчик должен был завершить этап, стоимость которого составляла 747,9 млн рублей, в ноябре 2019 года, но затем заказчик продлил сроки до мая 2020–го. По сути на спорном этапе ОКР госзаказчик поставил перед "Интелтехом" задачу испытать и сдать опытный образец для "Белгорода".
В апреле 2021 года заявление "Рубина" было принято арбитражем к производству. Однако в суде подрядчик заявил, что к срыву сроков привели действия самого заказчика. К примеру, бюро долго согласовывало необходимую техническую документацию, испытание комплекса связи возможно только с сопутствующей техникой, которую должен предоставить "Рубин" (а заказчик в срок обязательство не исполнил), и т. д.
Арбитражный суд, изучив представленные материалы, признал, что "Интелтех" сорвал сроки. Вместе с тем такое нарушение произошло по вине самого заказчика, пришёл к выводу суд. Поэтому в феврале этого года в удовлетворении требований "Рубину" было отказано.
Анна Коняева, управляющий партнёр юркомпании "ЦПО групп", среди наиболее частых проблем при исполнении контрактов гособоронзаказа называет отсутствие исходных данных, необходимых подрядчику, недостатки самого технического задания и длительное согласование документации в других компаниях или структурах.
По словам Александра Гуканова, управляющего партнёра адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг", конструкторские и монтажные работы с оборудованием для нужд Минобороны зачастую связаны с множеством технических сложностей, а на ранних этапах контракта их не всегда удаётся выявить, что в итоге влияет на сроки.
"Если имеется препятствие к исполнению контракта, необходимо оперативно направлять заказчику уведомления и запросы, надлежащим образом вести документооборот, подавать жалобы на бездействие третьих лиц, заказывать экспертизы и т. д. В случае судебного спора эти аргументы могут иметь решающее значение", — рекомендует бизнесу Анна Коняева.
Следует отметить, что этот спор выделяется из общей практики: по мнению экспертов, суды зачастую встают на сторону заказчика гособоронзаказа, а не подрядчика. "Рубин" не согласился с решением первой инстанции и подал апелляционную жалобу. В ЦКБ на запрос "ДП" не ответили.
По мнению Александра Гуканова, изучившего оспариваемое решение, "Рубин" имеет шансы на успех только в одном случае — если представит в апелляции новые доказательства.
Тем временем подлодка К–329 "Белгород" уже построена на "Севмаше", спущена на воду и проходит государственные испытания.