На Северо–Западе верят, что турсезон–2022 не потерян.
Не успевшая оправиться после 2 лет пандемии туротрасль России переживает новый удар. Состояние неизвестности — как весной 2020–го, когда закрывались границы и рушились все логистические цепочки. Судя по международной туристской выставке MITT–2022, состоявшейся в середине марта в Москве, российским туристам будут рады в 15 странах мира, откуда на форум всё же прибыли участники: это Египет, Турция, Венесуэла, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Уганда, Индия, Китай, Алжир, Узбекистан и Киргизия. Казалось бы, вот она — возможность для туризма внутреннего. Но настроения у участников рынка пока противоречивые.
Из туристов — в экскурсанты
У руководителя Псковского областного союза туриндустрии Светланы Барановой ожидания на предстоящий турсезон "сложные". "Ведь в потребительском рейтинге расходы на туризм далеко не первостепенной важности. Так что всё зависит от уровня инфляции, роста цен, а также от мест на российском юге. Они, кажется, кончатся очень быстро", — рассказала "ДП" Светлана Баранова. Возможности, по её мнению, открываются у загородного отдыха: вместо недоступных зарубежных пляжей россияне поедут в тихие места, чтобы провести там отпуск. В Пскове, к слову, турпоток так и не смог достичь допандемийного уровня, а прогнозировать, будет ли туристов больше или меньше, чем даже в провальном для туротрасли 2020 году, сейчас не берётся никто.
"И это связано с ещё одной тенденцией: в этом году, по отзывам гостиниц, туроператоров и прочих объектов туриндустрии, однозначно изменилась глубина бронирования, то есть период между датой бронирования и датой заезда. Если раньше гости предпочитали делать заказ за месяц или два до поездки, то сейчас это 1–2 недели. Путешественники боятся рисковать и делать далёкие бронирования, предпочитают не делать предоплат и производят оплату только накануне поездки", — пояснила "ДП" директор новгородского туристического информационного центра "Красная Изба" Марина Лебедева.
В гостиницах Великого Новгорода сейчас есть брони на ближайшие майские праздники, но на лето их пока не так много, как раньше. При этом прошедшие мартовские выходные выявили ещё одну тенденцию: туристов на личных авто стало значительно меньше.
"Туристы пересели на автобусы, а значит, и поездки в основном будут однодневными, максимум с одной ночёвкой. Представители новгородского турбизнеса сейчас активно сдвигают фокус именно на разработку качественных однодневных экскурсионных программ, включающих интересные вечерние мероприятия и событийные предложения, чтобы постараться оставить гостей города на ночь и тем самым увеличить срок их пребывания в Великом Новгороде", — отметила Марина Лебедева.
Ещё одна тенденция: люди стали вкладываться в себя, уже сейчас по всей России наблюдается повышенный спрос на санаторно–курортный отдых.
Доступная Балтика
В Калининградской области, переживавшей бум за 2 года пандемии, и в этом году ожидают много гостей. Министр культуры и туризма области Андрей Ермак прогнозирует, что до 90% калининградцев, которые раньше путешествовали в соседние европейские страны, теперь останутся дома и выберут поездки по своему региону. К ним присоединятся и те тысячи туристов, которым не близок отдых на курортах Краснодарского края.
"Калининград — это достаточно специфический регион для отдыха в хорошем смысле этого слова. Всё–таки у нас очень много всего открыто, люди могут выбирать и свой отдых. Например, у нас начинает работать мобильное приложение, которое позволяет туристу самостоятельно выстроить отдых в регионе по своим предпочтениям. Кроме того, мы, Калининград, единственный прибалтийский курорт, доступный в России", — рассказал Андрей Ермак в интервью ТАСС.
Калининградскому курортному направлению (а это города Янтарный, Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский, Балтийск) пророчит "зашкаливающий туризм" в сезоне 2022 года и историк моды Александр Васильев. В Зеленоградске он готовит к открытию Музей курортной моды и считает, что Калининград будет выходом для тех, кто хочет "к морю и отдохнуть". "Конечно, море здесь не Чёрное, но и не Средиземное. Поэтому выбора остаётся немного: это Турция по цене, которая будет отпугивать, и Калининградская область — Янтарный край, куда будут все ездить", — высказал своё мнение Александр Васильев.
Оптимистические ожидания
Поток туристов в Карелию также не сократился, напротив. "Мы видим рост на 40% и думаем, что он будет только увеличиваться в связи с переориентацией турпотока на внутренние направления. Это показатели по мартовским выходным", — сказал "ДП" генеральный директор ООО "СканТур" Роман Цветков. По его мнению, в новом турсезоне "сохранятся тренды на персонализацию тура", когда каждый турист хочет что–то подходящее ему.
"Продолжится увеличение числа туристов из Москвы и регионов (которые едут через Москву), не из Санкт–Петербурга. Мы также ожидаем увеличения спроса на горящие туры и уменьшения глубины бронирования", — добавил Роман Цветков. По его словам, в условиях нестабильной внешней ситуации компания работает с ценой продукта, контролируя качество. "Исследуем и добавляем в объекты показа новые локации. Рассказываем больше о регионах, куда возим туристов, о местах и о впечатлениях", — сказал Цветков.
В Вологодской области, где находится одна из жемчужин Русского Севера — Кирилло–Белозерский монастырь, — также увидели в нынешней ситуации время возможностей. Так, если в Петербурге на конец марта гостиницы фиксировали падение спроса на четверть, то в Вологде число бронирований упало всего на 4,5%, и отельеры связывали это с отключением от Вooking.com. "Идёт система налаживания взаимоотношений с российскими системами бронирования, а также прямые продажи через сайты отелей. При этом крупные гостиницы снижают стоимость проживания для привлечения гостей города", — пояснил мэр Вологды Сергей Воропанов. Кстати, туристов в Вологде готовы принять 53 гостиницы на 2,9 тыс. мест, включая мини–отели и хостелы (цена за стандартный номер начинается от 1,4 тыс. рублей в сутки).
Помощь избранным
Госкорпорация "Туризм.РФ", которая 23 марта подписала соглашения с главами шести регионов РФ, готова помочь региональным властям с инвестициями в отрасль. В СЗФО такой документ подписан с Вологодской и Мурманской областями, где теперь надеются на рост турпотока в 2–3 раза. Среди объявленных мер поддержки отрасли — обнуление ставки НДС для гостиничного бизнеса. Правда, поможет это далеко не всем. В Пскове, как рассказала "ДП" Светлана Баранова, плательщиками НДС являются не более двух–трёх крупных отелей, всё остальное — малый бизнес. И небольшие гостиницы уже ощутили новый экономический удар: стали появляться объявления о продаже бизнеса.
Шанс отрасли, возможно, дал бы детский туризм, про который в регионах из–за антиковидных ограничений уже и забыли. Но новая программа детского кешбэка, которая стартовала в ночь на 31 марта, касается лишь детских загородных лагерей.