Не до искусства: российский арт-бизнес подсчитывает потери на фоне кризиса

Автор фото: ТАСС

Художникам из России будет ещё сложнее прорваться на международный рынок. Хотя это и раньше было непросто.

В середине марта три главных аукциона мира — Sotheby’s, Christie’s и Bonhams — отменили традиционные июньские "русские торги". Одновременно невозможность осуществить банковские платежи и падение рубля делают покупки предметов искусства рискованными, а порой даже убыточными. "ДП" попросил экспертов арт–рынка рассказать, что может ждать российское современное искусство в сложившейся ситуации.

Связи рушатся

Начать стоит с того, что часть опрошенных "ДП" специалистов и художников давать какие–либо прогнозы не решились. А кто–то предпочёл вообще ничего не комментировать. Но так или иначе все сходятся во мнении, что нынешняя ситуация повлияет на российский рынок искусства очень сильно. По словам художника и куратора Александра Дашевского, российское современное искусство и так было не очень популярно за пределами страны. Тем не менее многие художники сотрудничали с иностранными галереями, продавали работы за рубежом, ездили в резиденции, выставлялись и более–менее были интегрированы в международные художественные отношения.
"Сейчас, очевидно, эта интеграция подвергнется серьёзной эрозии. Не менее важными игроками на внутреннем рынке были иностранные покупатели. Сейчас всем не до искусства, что вполне понятно. Как сконфигурируется система современного искусства в России в нынешней ситуации, я прогнозировать не берусь. Санкции и проблемы с продажами тут не единственная и даже не главная проблема, — рассуждает Дашевский. — На фоне ситуации на Украине множество эстетик, подходов, тем, типов карьер безнадёжно устарели и потеряли связь со временем. Многие дезориентированы и подавлены".
На проблему разрушения международных художественных связей также обратила внимание искусствовед, создатель художественной галереи Kristina Art Gallery Кристина О’Крейн.
"Среди зарубежных мероприятий у нас проходили выставки в Армении, Болгарии и Гонконге. Основные офлайн–клиенты — это москвичи, а онлайн–покупки могли совершаться из самых разных городов и стран. Как правило, это русскоговорящая аудитория. В планах галереи было выйти на международные арт–площадки, чтобы привлечь внимание к нашим работам зарубежного зрителя. Мы ждали, когда закончится пандемия… Не дождались…" — с горечью говорит она.
Это далеко не первый случай, когда планы международного сотрудничества в области искусства становятся жертвами геополитики. Выставка работ художников Kristina Art Gallery в Гонконге совпала с кризисом 2014 года. Доллар тогда стремительно вырос почти на 20 рублей. "Я была рада называть цены за работы в долларах. $10 тыс. звучали для иностранного покупателя так же, как и 2 месяца назад. А вот россиянину я бы не смогла предложить за произведение цену в рублях в 1,5 раза выше", — вспоминает галерист.

Должен быть голодным?

Что касается отмены "русских торгов" аукционами "большой тройки", то непосредственно на современных отечественных авторов это повлияет не сильно, считает арт–критик Павел Герасименко. По его словам, на Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и других крупных площадках основной популярностью пользовались работы художников–нонконформистов, в том числе петербургских. Обычно это были вещи из частных коллекций, проданные ещё в годы перестройки и в начале 1990–х годов. Доля современных художников составляла не более пятой части от общего объёма.
"В принципе почти весь рынок российского современного искусства был внутренним. Разумеется, на него вся ситуация повлияет тоже очень сильно. Несмотря на то что последние годы некоторые отечественные аукционы достигли больших успехов и стали серьёзными предприятиями в культурной и коммерческой сферах, эквивалентом стоимости работ была свободно конвертируемая валюта. Пусть продажи шли и за рубли, но по этому критерию их можно сравнивать с продажами западных художников. А теперь с ростом курса люди едва ли будут готовы тратиться на искусство", — объясняет Павел Герасименко.
В дни, когда резко поднялся курс доллара, у многих художников и галеристов стали сразу появляться потенциальные покупатели, был панический спрос, вспоминает критик. Но эти люди ничего не успели, не смогли и не захотели купить, потому что через 2 дня разобрались в ситуации и поняли, что даже подешевевших рублей у них всё равно скоро будет очень мало.
"Рынок сильно просядет, — констатирует Герасименко. — Это особенно обидно для тех молодых петербургских художников, которые только делали первые шаги. Галереи строили ценовую политику, наблюдался постепенный рост стоимости работ, которого заслуживают эти авторы. Сейчас всего этого не будет".
С этими доводами согласна Кристина О’Крейн. Так, в её арт–галерее, которая существует с 2011 года, представлена династия художников Кузнецовых из города Коврова Владимирской области. Её основатель Юрий Кузнецов в 1990–е годы создал собственный иконописный стиль, получивший название "кузнецовское письмо". На примере работ, созданных в этом направлении, можно хорошо проиллюстрировать печальные перспективы, которые ждут многих.
По мнению галериста, цены однозначно вырастут, поскольку кисти и лаки закупались импортные. Только доски для икон изготавливаются в России. Поэтому изменения будут.
"Стоимость картин и икон в моей галерее от 35 тыс. до 1,5 млн рублей. Тот, кто раньше с лёгкостью покупал произведения искусства, теперь может задуматься о том, чтобы сохранить материальные средства для неизвестного будущего. Да и наши планы с выходом на международные арт–площадки теперь неизвестно когда осуществятся", — резюмирует О’Крейн.

Психология покупателя

По словам художника–графика Александра Ионова, в России покупать искусство всегда было готово меньшее количество людей, чем на Западе. Психология такова, что многие думают: искусство — это просто так. Художник порой вызывает у обывателя недоумение или даже смех. Между тем в европейских странах арт–рынок куда лучше интегрирован в повседневную жизнь обычных людей, не являющихся профессиональными критиками или серьёзными коллекционерами.Многие работы Ионова экспонируются и продаются в галерее Anna Rochegova в шведской области Сконе, и их иногда приобретают простые жители и гости этой местности.
"Эта провинция на юге Швеции, на побережье Балтийского моря, — своего рода “шведский Прованс”, здесь живёт масса художников. Когда проходит пасхальная выставка, народ туда приезжает автобусами, — рассказывает Александр Ионов. — Из–за кризиса, связанного с пандемией, рынок живописи в Европе тоже сильно просел. Но картины всё равно вызывают интерес не только у художников и коллекционеров — простые люди тоже готовы приобрести, пусть и не самую дорогую, работу себе домой".