Касса в кармане: приложения заменили терминалы и упростили жизнь бизнесу

Автор фото: Shutterstock

Приложения, заменяющие пинпад и онлайн-кассу, изрядно облегчают жизнь микробизнесу и самозанятым.

Приложения, позволяющие использовать на смартфоне пинпад и онлайн–кассу, становятся всё популярнее в мелкой рознице и сфере услуг. В компании "Эвотор" разработали сервис "Мобильный кассир", интегрированный с Tap on Phone от "Сбера", он позволяет пользователю работать в одном приложении.
С помощью таких мобильных приложений можно принимать как безналичную оплату (с помощью карты, смартфона, QR–кода), так и наличные.
"Для фискализации чеков понадобится одна онлайн–касса (в том числе подойдёт облачная). Данные о продажах уходят в ФНС, а чеки — покупателю по электронной почте или в СМС. Код маркированного товара также можно сканировать телефоном и добавить в чек. При этом к одной кассе можно подключить любое количество смартфонов", — рассказал руководитель инновационной лаборатории IT–компании "Эвотор" Кирилл Хаустов. На март 2022 года на петербургских предпринимателей пришлось 5% от общего числа пользователей.
Как отмечают участники рынка, такие решения могут быть особенно удобны для микробизнеса и самозанятых. Например, тем, кто оказывает услуги на выезде или работает на "островках" в ТЦ. В числе пользователей сервиса "Эвотора" — установщики окон, сборщики мебели, шиномонтажи, страховые агенты.
Некоторые участники рынка предлагают клиентам использовать по отдельности технологии приёма платежей (SoftPOS) и мобильную кассу.
Приложения, позволяющие использовать смартфон в качестве банковского терминала, появились на российском рынке в 2019 году, первая реализация была сделана компаниями Samsung и INPAS. Полноценные мобильные приложения для приёма безналичных платежей стали появляться в 2020 году. Сейчас они есть у Альфа–Банка, Дело–Банка, ПСБ, банка "Русский стандарт", "Сбера", Совкомбанка. Приём карт можно осуществлять только бесконтактным способом (PayPass). Кроме того, с их помощью можно принимать оплату по QR–коду.
Как отмечают в пресс–службе банка "Русский стандарт", технология интересна, например, ресторанному бизнесу, службам курьерской доставки, компаниям, занимающимся выездной торговлей, благотворительностью. По оценкам "Эвотора", около 250 тыс. магазинов в России осуществляют доставку, а выездные услуги оказывают практически 650 тыс. предпринимателей.
В 2021 году банк сертифицировал решение SoftPOS с вводом ПИН–кода по технологии PIN–on–Glass в международных платёжных системах на приём карт "Мир", Visa, Mastercard, American Express. Это позволяет принимать оплаты на любые суммы по перечисленным платёжным системам с вводом ПИН–кода на устройстве.
Свои решения сейчас есть у "Бифит Кассы", "МТС Кассы", кассы "Мой Склад", "Дримкаса".
У "МТС Кассы" во время расчётов сотрудник в приложении вводит информацию о проданном товаре (услуге). Она уходит в "основную" кассу, которая автоматически формирует электронный чек, его направляет клиенту, а нужные сведения — оператору фискальных данных. К одной кассе при этом можно подключить одновременно несколько смартфонов. "Таким образом можно одновременно проводить продажи в стационарном магазине или пункте выдачи. И в то же время в фоновом режиме она будет фискализировать чеки, поступающие со смартфонов", — поделились в компании. Приложение позволяет вести удалённый контроль работы сотрудников в части своевременного оказания услуги и доставки заказов.
Для приёма безналичных платежей есть два варианта: подключить к смартфону по Bluetooth беспроводной пинпад и принимать оплату картами через него или установить на смартфон с кассовой программой приложение tap2go. Во втором случае при оплате покупатель прикладывает свою банковскую карту или телефон непосредственно к смартфону продавца.
В облачном сервисе "Мой Склад" для ПК и смартфонов чеки формируются удалённо. "Подключение к любой кассе происходит в облаке. Покупателю показывается QR–код, где зашифрованы все данные чека, — описывает принцип работы СЕО сервиса Аскар Рахимбердиев. — Такая система удобна для курьеров. Запрос на облачные чеки весной 2022 года вырос на 60% по сравнению с осенью 2021–го". Также сервис позволяет принимать платежи от покупателей по QR–кодам, что дешевле эквайринга.
Однако минусы тоже есть. "Формирование чека занимает немного больше времени, чем при наличии оборудования. Если вы торгуете, например, сигаретами, где высокая пропускная способность и много покупателей, то онлайн–касса будет не слишком удобной. А вот если вы торгуете одеждой, то вполне можно не покупать кассовое оборудование", — указывает Аскар Рахимбердиев.
В сервисе зафиксировали, что если до 24 февраля оплата по безналу составляла 49%, то на 27 марта — 45%. Предполагают, что это связано с отключением ApplePay. Приём платежей от зарубежных клиентов пока затруднён, сейчас они поступают через партнёров.