Управляющий за 3,5 месяца потерял четверть капитала из-за падения акций и маржин-колла по опционам, пополнил ИИС свежими деньгами и докупил подешевевших ценных бумаг
Конец февраля и март 2022 года стали для управляющего под псевдонимом Практик, за индивидуальным инвестиционным счётом (ИИС) которого наблюдает рубрика "Доход", одним из самых тяжёлых периодов в его жизни как инвестора.
Обвал котировок акций из–за антироссийских санкций привёл к потере 204 тыс. рублей. Ещё 59 тыс. рублей управляющий вынужден был "отдать" рынку опционов.
Тотальное падение
Наиболее пострадавшими от санкций стали банки: на них после начала военной спецоперации РФ на Украине свалились самые суровые напасти вроде отключения от системы межбанковских расчётов SWIFT, блокировки расчётов в долларах и евро, вынужденной реструктуризации проблемных кредитов, обесценения вложений в рублёвые ценные бумаги и т. д.
Имеющиеся в портфеле управляющего привилегированные бумаги Сбербанка подешевели на 51,3%, а ВТБ — на 62,9%. Это рекордная просадка, а на втором месте в списке аутсайдеров оказались депозитарные расписки "Яндекса" (–53,3%). На удивление стойко на фоне коллег по финансовому сектору показали себя обыкновенные акции банка "Санкт–Петербург" (–34,2%).
В абсолютном выражении самый большой ущерб Практику нанесли бумаги ВТБ (–29 тыс. рублей). На втором месте — депозитарные расписки на акции "Яндекса" (–24,6 тыс.), а на третьем — акции "Газпрома" (–22,5 тыс.).
Меньше других из акций за 3,5 месяца пострадали бумаги "РусАла" (–3,4%, или 1,8 тыс. рублей ущерба), а также ГМК "Норильский никель" (–4%, 1,7 тыс. рублей) и "Сургутнефтегаза" привилегированные (–4,1%, 1,6 тыс.).
А стабилизирующим элементом в портфеле стали облигации. В декабре Практик сформировал "подушку безопасности" из бондов КамАЗа серии БП02 с погашением 25 марта 2022 года на сумму 242 тыс. рублей. Они благополучно погасились и принесли около 6 тыс. рублей прибыли.
Небольшой доход, 1,5 тыс. рублей, дали и давно купленные антиинфляционные ОФЗ серии 52001. Их номинал индексируется пропорционально индексу потребительских цен в России. К сожалению, таких бумаг в портфеле на 16 декабря прошлого года было немного — всего на 27 тыс. рублей.
Здравствуй, маржин–колл
Продажа волатильности, на которой управляющему часто удаётся зарабатывать, теперь закономерно принесла убыток. Причём закрывать позиции на этот раз пришлось в авральном порядке из–за требования брокера о довнесении средств на счёт (так называемый маржин–колл). Случилось это 21 февраля, ещё до начала спецоперации. В этот день индекс РТС проваливался ниже уровня 1200 пунктов. Таким образом, проданные опционы пут на индекс РТС со страйком 120 тыс. пунктов вышли в деньги, а их стоимость увеличилась в 10 раз от цены продажи. В результате требуемое гарантийное обеспечение (ГО) для поддержания этой позиции резко выросло, а у Практика не было возможности оперативно довнести деньги на счёт. И он был вынужден откупить проданные путы по цене 12 тыс. пунктов, зафиксировав по ним убыток 75 тыс. пунктов. В тот же день он продал и ранее купленный пут со страйком 160 тыс. пунктов. Последний принёс прибыль в размере 41 тыс. пунктов.
Оставшаяся часть конструкции, состоявшая из купленного колла со страйком 160 тыс. пунктов и семи проданных коллов со страйком 190 тыс., была оставлена до экспирации (исполнения), которая была перенесена биржей с 17 марта на 30–е и в итоге принесла убыток 2,8 тыс. пунктов. Общие потери от торговли опционами составили около 37 тыс. пунктов, или 59 тыс. рублей.
Покупки на распродаже
По оценкам опрошенных корреспондентом "ДП" экспертов фондового рынка, многие акции в результате февральского обвала выглядят достаточно привлекательно, несмотря на потенциальный ущерб бизнесу компаний от уже введённых и потенциальных санкций. "Наши приоритеты не сильно поменялись с 25 февраля: компании, имеющие отношение к ресурсам: ”Газпром”, ”Новатэк”, ”Лукойл”, ММК, НЛМК, ”РусАл” и ”Сбер”, — отмечает, например, Алексей Астапов, заместитель председателя правления УК ”Арсагера”. — Мы рассчитываем на то, что индекс как минимум восстановится на уровень начала года, а возможно, даже и превысит его". На конец дня 30 марта 2022 года индекс Мосбиржи находился на 34% ниже, чем закрывал 2021 год.
Управляющий счёл уместным довнести на ИИС 400 тыс. рублей (максимальная сумма, на которую по итогам каждого года можно получить налоговый вычет по ИИС типа А) и 30 марта сделал ряд покупок на рынке акций и облигаций. Вместе с деньгами от погашения акций КамАЗа и за вычетом убытка на срочном рынке в распоряжении инвестора оказалась внушительная сумма — около 600 тыс. рублей.
Самую крупную долю, 134,6 тыс. рублей, Практик выделил на обыкновенные акции Сбербанка в расчёте на то, что, каким бы сильным ни оказался кризис, государство поддержит подконтрольную Минфину РФ крупнейшую в стране кредитную организацию. И не только деньгами, но и созданием благоприятных условий для бизнеса. Прежде в портфеле этих бумаг не было, а были только привилегированные акции "Сбера". Однако в последнее время "обычка" торгуется на Московской бирже дешевле префов, хотя ещё в середине февраля и много месяцев до этого стоила на 5–7% дороже.
Примерно те же соображения побудили управляющего купить акции ВТБ, хотя никто из опрошенных экспертов эту бумагу не рекомендовал, потому что ВТБ подвергся более жёстким санкциям, чем "Сбер". Так что можно считать данную покупку ставкой на постепенное смягчение санкций в будущем. На эту позицию управляющий потратил 17 тыс. рублей, удвоив пакет ВТБ в своём портфеле.
Кроме того, на покупку одной акции ГМК "Норильский никель" было израсходовано 20,5 тыс. рублей, 100 акций "Газпрома" — 21,6 тыс., 40 акций "Группы ЛСР" — 21 тыс., 1000 акций АФК "Система" — 12,5 тыс., 100 акций НЛМК — 16,7 тыс. В 500 депозитарных расписок группы "Эталон" инвестор вложил 27,6 тыс. рублей, а в 20 акций "Полиметалла" — 18,2 тыс. Оценив позитивный эффект от присутствия в портфеле ОФЗ серии 52001, Практик решил увеличить этот пакет. В качестве резерва на случай нового обвала на фондовом рынке он к имеющимся 20 облигациям добавил ещё 150 по средней цене 1428 рублей. Ещё 29 тыс. рублей остались свободными. Так что общая доля "подушки безопасности" в портфеле на 31 марта составила около 23%.
Слишком сильный рубль
На срочном рынке управляющий хотел просто купить фьючерсы на доллар США как страховку от снижения акций. Ведь в случае геополитического обострения обвал акций, скорее всего, будет сопровождаться ослаблением рубля. Но в итоге отказался от этой идеи. Слишком большого обвала российской валюты, наверное, ждать не имеет смысла, поскольку любые новые санкции уже не будут неожиданностью для Банка России и правительства РФ и они смогут ограничить колебания на валютном рынке доступными им мерами — ограничениями на покупку валюты на бирже и в обменных пунктах, на выдачу валюты со вкладов и переводы её за рубеж и т. д. Эти меры действуют и сейчас, что отчасти объясняет падение доллара. Но они же в случае отмены в будущем могут стать причиной для ослабления рубля.
В потенциале сильного роста доллара в ближайшие месяцы сомневается Алексей Астапов. "Ситуация изменилась, — говорит он. — Поведение внутреннего инвестора по приобретению валюты вероятного противника выглядит нелепо в условиях, когда возможность обмена этой валюты на реальные услуги и товары будет проблематичной. В существующих условиях, когда доллар будет терять статус абсолютно надёжного актива и безальтернативной резервной валюты, говорить о критериях ценности этого финансового инструмента не совсем корректно. В текущей ситуации лучшая защита капитала — находиться в реальных востребованных активах, то есть акциях".
Практик решил на рынке деривативов продолжить продажу волатильности, но более осторожно. Тем более что период после резкого взлёта волатильности обычно бывает удачным для её продавцов. 31 марта он приобрёл два июньских фьючерса на доллар США по цене около 87,4 тыс. рублей, что соответствует цене доллара 87,4 рубля. Практик посчитал, что доллар слишком сильно упал после взлёта до 120 рублей (см. график). Фактически он отыграл вниз почти весь свой взлёт на панике, связанной с началом военных действий на Украине и последовавшим за ним потоком антироссийских санкций, включающих заморозку половины золотовалютных резервов РФ. Все эти санкции остаются в силе, они даже могут быть ужесточены в будущем, а рубль укрепляется как ни в чём не бывало. По мнению управляющего, в ближайшие 3 месяца можно ожидать обратного движения наверх и дальнейших колебаний доллара под отметкой 100 рублей. В дополнение к купленным фьючерсам на доллар Практик продал пять опционов колл на них со страйком 95 тыс. рублей и экспирацией (исполнением) 16 июня текущего года. Профиль доходности полученной конструкции см. на рисунке.
Вторую позицию по продаже волатильности управляющий соорудил из фьючерсов и опционов на индекс РТС. Купив два июньских фьючерса по цене около 97,8 тыс. пунктов, он продал два колла на них со страйком 100 тыс. пунктов и три — со страйком 150 тыс. пунктов. По профилю доходности (см. рисунок) можно увидеть, что максимальную прибыль в размере 58 тыс. рублей данная конструкция принесёт, если индекс РТС в середине июня окажется между отметками 1000 и 1500 пунктов.
Закрывать позиции по продаже волатильности с убытками Практик планирует в случае ухода индекса РТС ниже отметки 600 пунктов и доллара — выше 130 рублей.
Противоположный сценарий, при котором в течение ближайших 3 месяцев доллар опустится ниже 75 рублей, а индекс РТС взлетит выше 1500 пунктов, также несёт в себе риски для построенных опционных конструкций. Но он пока кажется управляющему крайне маловероятным.
По мнению Наталии Орловой, главного экономиста Альфа–Банка, текущее укрепление рубля выглядит временным явлением. "Сейчас в России проходит период налоговых платежей, — констатирует она. — В марте традиционно компании платят часть налогов по итогам предыдущего года. В результате на валютном рынке видно существенное увеличение присутствия экспортёров, что повысило объёмы сделок. На этом фоне спрос на валюту остаётся достаточно низким, так как, во–первых, нерезиденты на валютном рынке никак не участвуют и, во–вторых, компании–импортёры тоже сейчас демонстрируют умеренный спрос на валюту, что отчасти связано с накопленными запасами валюты и с поиском новых транспортных коридоров. Жду, что курс рубля будет слабее. Экономически сложно представить себе ситуацию, что курс может вернуться на значение до конца февраля, с учётом, что заморожена половина золотовалютных резервов и есть значительные ограничения на российскую внешнюю торговлю".
“
Основное внимание стоит обратить на качественные компании с низкой долговой нагрузкой. Дополнительным плюсом будет, если компания является государственной, так как в случае просадки есть шанс, что ФНБ будет её поддерживать. В нефтегазовом секторе я бы выделил "Газпром" и "Лукойл", которые даже при дисконте нефти Urals к Brent чувствуют себя достаточно неплохо. Среди металлургов я бы рассмотрел ГМК "Норильский никель". Часть портфеля стоит держать в золоте, которое при стагфляции может значительно вырасти в цене. Экспозицию на него можно получить через золотодобывающие компании. Например, "Полюс Золото" или "Полиметалл".
Артур Антонян
Региональный директор по Северо-Западному региону ИК "Атон"
“
На фоне укрепившегося рубля стоит обратить внимание на акции компаний с рублёвой выручкой, например акции девелоперов, таких как ПИК, "Самолёт", "Эталон". ПИК — самая крупная компания отрасли, у "Самолёта" — самый большой в отрасли земельный банк, "Эталон" удвоил портфель за прошедший год. Девелоперы могут получить поддержку государства, а недвижимость будет пользоваться повышенным спросом на фоне высокой инфляции. Риском как для акций, так и для рубля может быть возможная остановка экспорта газа в Европу. В этом случае укрепление рубля и рост фондового рынка прекратятся, под ударом прежде всего "Газпром", который может потерять до половины прибыли. Инфляционные ОФЗ 52001 обязательно нужно иметь в портфеле как дополнение к акциям, они могут дать доходность от 18% годовых.
Сергей Суверов
инвестиционный стратег УК "Арикапитал"