В Смольном соборе появилась реплика макета монастыря с колокольней. Она по искусности исполнения лишь немногим уступает оригиналу, который был создан в XVIII веке Бартоломео Растрелли.
В начале года на входе в Смольный собор открылось музейное пространство, которое было создано при поддержке и непосредственном участии Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (далее — Фонд). Оно включает интерактивные экраны, церковную лавку и информационную стойку по правую руку от входа, а также ряд уникальных экспонатов по левую. Среди них две гравюры — современницы великого Растрелли.
Экспозицию помогла создать Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, предоставив точные копии изображений: планы фундаментов, несколько видов Смольного монастыря с колокольней, каким его и задумывал зодчий, внутреннее убранство, где частично просматривается церковная кафедра. Ранее широкой публике эти гравюры никогда представлены не были.
На днях центр входной группы украсила реплика макета собора с колокольней, оригинал которого сейчас хранится в Академии художеств. Размеры модели впечатляют: площадь её основания примерно 3,5 на 3,5 метра, высота самого высокого здания в ансамбле — 1,73 метра.
"При этом мы делаем модели с тонкой детализацией, которая местами доходит до элементов лепнины менее 1х1 мм, и стараемся передать рукотворность аналога, выраженную в асимметрии пластики декора, свойственной архитектуре барокко. За 3,5 месяца был проделан колоссальный объём работы, и, чтобы уложиться в сроки, иной раз приходилось выполнять задания сверхурочно", — рассказал руководитель архитектурной мастерской "Тектоника" Кирилл Яковлев.
Над макетом трудились три постоянных мастера, два архитектора-визуализатора плюс привлекались сторонние специалисты. Основная сложность состояла в том, чтобы привести модели к максимально точному соответствию с макетом, созданным Бартоломео Растрелли.
"Оригинал имеет высочайшую историческую и художественную ценность, его нельзя просто измерить штангенциркулем. Работы нужно проводить, не подходя к объекту исследования ближе полуметра. Часть зданий уже были обследованы и частично начерчены до нас, но подробных изображений всего комплекса не существовало в принципе. Мы сделали более 1500 фотографий имеющейся архитектурной модели и построенных зданий ансамбля, дополнительно сняли 3D-сканы, а потом скрупулёзно восстановили все детали в специальной программе и воссоздали в пластике с помощью современных автоматизированных станков", — пояснил Кирилл Яковлев.
По словам эксперта, в архитектурной модели более 5 тыс. деталей (окон, колонн, пилястр, барочных рокайлей, наличников, карнизов и др.). Чтобы реализовать проект, потребовались глубокие знания и навыки в самых разных областях: фотографии в сложных условиях, обработки изображений и 3D-сканов, метрологии и статистического анализа полученных данных, создания математических моделей, программ для ЧПУ-станков, архитектурного ордера и стиля, программирования для автоматизированного преобразования полученной информации и решения сложных математических уравнений, даже химии высокомолекулярных соединений и многих других. Зато итоговая работа получается высокотехнологичной как по методам изготовления, так и по задействованным материалам, среди которых, например, пластика PLA и фотополимерная смола. Сегодня макет по праву занимает ключевое место в экспозиции входной группы, делая её законченной и целостной.
К слову, подобное музейное пространство при входе в собор, где можно узнать всё об истории места и появлении святыни, — далеко не редкость за рубежом. Вспомнить хотя бы знаменитые Домский собор в Берлине, миланский Дуомо или Sagrada Familia в Барселоне. В России же ещё до революции 1917 года тоже были своеобразные музеи при храмах: в так называемые древлехранилища свозились наиболее ценные иконы, облачения. Но редким епархиям удалось это сохранить, как и дожить до наших дней в первозданном виде сквозь десятилетия советского режима. Поэтому музейных пространств при святых обителях в наших регионах сегодня не так много. Однако велика вероятность, что традиция будет возрождаться.
"25 января, когда мы открыли входную группу в Смольном соборе, можно было наблюдать живой интерес к экспозиции со стороны прихожан. После службы достаточно большое количество посетителей подходили к стендам с гравюрами, знакомились с изображениями, слушали информацию на интерактивных экранах. Появление здесь 3D-макета собора, безусловно, привлечёт сюда ещё больше петербуржцев и гостей города", — рассказала член попечительского совета Фонда Анна Хмелёва.
Впрочем, это не единственный проект Фонда, который должен преобразить Смольный собор и сделать его в буквальном смысле новой точкой притяжения в Северной столице. Долгое время святыне не уделялось должного внимания при составлении туристических маршрутов города. И главная причина этого в том, что в храме в 1970-е года прошлого века было полностью утрачено внутренне убранство. Между тем у собора хоть и непростая, но интересная история, а ещё он является пятым по счёту самым высоким православным храмом в мире. Мало кто знает, но смотровая площадка здесь расположена выше, чем в Исаакиевском соборе.
Чтобы привлечь общественный интерес к великому памятнику архитектуры, Фонд уже не первый год ведёт активную научно-изыскательскую работу по восстановлению иконостаса, а недавно специалисты уже приступили непосредственно к монтажу металлоконструкций для создания каркаса. Другой не менее важный проект — приспособление чердачного пространства Смольного собора под современное мультимедийное музейное пространство, где будут представлены наиболее известные ангелы Петербурга, России и мира. И наконец, в ближайших планах — перенести список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери в храм уже ко дню Пасхи.
"Наша задача — не просто воссоздавать доминанты с нуля, важно, чтобы существующие памятники архитектуры также обретали вторую жизнь, и, сохраняя своё былое величие, органично вписывались бы в жизнь современного общества. Да, проекты в Смольном соборе очень финансово затратные, потому что речь идёт о работе с объектом культурного наследия. К реализации некоторых из них мы активно привлекаем меценатов, но такие проекты нужны городу. Ведь храмовая архитектура всегда во всём мире представляла собой некие духовные ориентиры, точки опоры для городской среды и местной архитектуры, которые неразрывно связаны с нашей историей и нашим будущим", — подытожил директор Фонда Илья Козлов.