Ограничения на участие россиян в международных соревнованиях добрались и до киберспорта. Например, накануне стало известно, что российские команды не смогут участвовать в турнирах по Counter–Strike: Global Offencive. В некоторых случаях предлагается участие под нейтральным флагом.
Доходы отечественных киберспортсменов формируются в основном за счёт зрителей, рекламодателей и спонсоров из России. При этом значительная часть их интереса связана с участием команд в международных турнирах и географическим охватом предлагаемого рекламного инвентаря.
"Уровень зрительского интереса к киберспорту может сократиться, а перед рекламодателями и спонсорами вновь возникнет актуальный для первого года пандемии вопрос: сохранять ли прежний объём поступлений по контракту при снижении его ценности в целях выстраивания долгосрочных отношений с командой?" — указывает старший консультант практики медиа и развлечений PwC в России Кирилл Тихонов. По его мнению, в нынешней ситуации возможен отток "случайных" инвесторов, но стратегические игроки скорее будут стремиться укрепить свои позиции на рынке.
Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин подчёркивает, что у киберспорта есть несколько ключевых факторов, которые не сильно зависят от международной повестки. Например, аудитория может вырасти в связи с тем, что зарубежные клубы, которые ранее были интернациональными, стали высвобождать российских игроков и терять российского зрителя. Главные спонсоры, по его мнению, тоже никуда не денутся, хотя с некоторыми западными брендами могут возникнуть проблемы.
Председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов считает, что привлекательность инвестирования в сегмент онлайн–развлечений (в том числе киберспорта) не падает, а, наоборот, растёт. Чем сильнее кризис, тем острее у людей потребность в развлечениях.
Ярослав Мешалкин признаёт, что российский рынок киберспорта в целом зависит от Запада: многие популярные игры, по которым проводятся турниры, принадлежат западным издателям. "Но на западных играх свет клином не сошёлся, есть игровые корпорации в Азии, есть сильные российские игры, например Warface. Если смотреть в будущее, то я бы сказал, что российский киберспорт выйдет из изоляции более сильным и диверсифицированным, чем сейчас", — рассуждает эксперт.
По данным PwC, объём российского рынка киберспорта по итогам 2020 года составил 1,9 млрд рублей, что означает рост на 5%. Из–за ковидных ограничений выручка от продажи билетов сократилась, при этом остальные направления сохранились. Ожидалось, что до конца 2025 года рынок будет расти в среднем на 16% в год, а его объём в итоге достигнет 4,1 млрд рублей. Теперь прогнозы будут корректироваться.
Несмотря на все негативные факторы, Ярослав Мешалкин считает, что критического падения произойти не должно. По данным BCG, Россия входит в топ–5 стран мира по объёму потребления игрового контента — наряду с Китаем, США, Южной Кореей и Японией.