Наша компания вела уголовное дело гендиректора Фабрики диаграммных бумаг Дениса Ковальчука. Его предприятие выиграло госконтракт на поставку диаграммной бумаги для УЗИ в одну из поликлиник Москвы. При поставке товара в 2016 году была допущена ошибка: на некоторых рулонах наименование не соответствовало наименованию в регистрационном удостоверении. При этом качество бумаги нареканий у госзаказчика не вызвало, претензий со стороны антимонопольного ведомства тоже не было.
Следствие усмотрело уголовное преступление — производство и реализацию незарегистрированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Дело строилось исключительно на заключении эксперта, который без каких–либо обоснований признал бумагу не соответствующей регистрационному удостоверению.
К нам гендиректор обратился после первого приговора: его признали виновным и назначили 3 года условного лишения свободы, но Ковальчук вину не признавал.
В общей сложности дело рассматривалось судами 4 года, в отношении Дениса Ковальчука трижды выносились обвинительные приговоры, каждый из которых затем отменялся вышестоящими инстанциями.
Так, первый приговор был отменён после того, как нашу жалобу рассмотрел Верховный суд. Высший судебный орган страны усомнился, что в действиях Дениса Ковальчука имеется состав преступления, поскольку отсутствует главный признак любого преступления — общественная опасность.
Читайте также:
Спецпроекты
Юртоп–2022: командный зачёт
Несмотря на позицию Верховного суда, по делу ещё дважды выносились обвинительные приговоры. Три года ушло на то, чтобы суды наконец согласились с Верховным судом. В августе 2021 года апелляционная инстанция Мосгорсуда отменила обвинительный приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием состава преступления, за Денисом Ковальчуком признано право на реабилитацию. Сейчас мы над этим работаем.
Честно говоря, такую квазинезависимость судей я могу объяснить только глубокой профессиональной деформацией, которая не позволяет различать чёрное и белое. Другая причина трёх обвинительных приговоров — совершенно уже не прикрываемая “спайка” судей и прокуратуры. Но это всё нам досталось ещё с советских времён. К сожалению, за прошедшие годы мы не смогли уйти от обвинительного уклона, и я не ожидаю, что что–либо изменится в ближайшее время.
К счастью, дел по ст. 238 и 238.1 УК РФ возбуждается не много, но каждое из них очень болезненно и может привести к полной потере бизнеса собственником. Поэтому считаю, что результат по делу Дениса Ковальчука внушает оптимизм для производителей медицинских изделий.
В конце июня 2019 года пленум Верховного суда принял постановление "О практике применения ст. 238 УК РФ". Очень радостно, что и наша жалоба по делу гендиректора Фабрики диаграммных бумаг, рассмотренная 13 февраля 2019 года, помогла высшей судебной инстанции сформулировать позицию по таким делам. Это значит, что мы сумели помочь не только клиенту, но и другим людям, попавшим в подобную ситуацию.
Автор — адвокат, партнёр юридической фирмы Capital Legal Services Ирина Оникиенко
Ирина Оникиенко