Федеральные власти думают, надо ли приостанавливать действие системы "Платон". В Думе такой закон уже лежит.
Соответствующий законопроект в Госдуму внесла группа депутатов партии "Справедливая Россия — За правду". Примерно в то же время вице–премьер Марат Хуснуллин поручил Минтрансу и Росавтодору подумать и представить в правительство РФ предложения о целесообразности либо нецелесообразности функционирования "Платона" в 2022 году. Мнения экспертов по этому вопросу расходятся.
Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль уверен, что инициатива по отмене "Платона" положительно отразится на бюджетах компаний на логистику для всех представителей российского бизнеса, которые пользуются услугами перевозчиков, а также обычных граждан.
"Дело в том, что транспортные расходы составляют около 5–10% стоимости товара для конечного потребителя, соответственно их сокращение позволит сделать такие часто перевозимые грузы, как продукты питания, одежда, обувь, автомобили и медикаменты, дешевле", — говорит Мигаль, отмечая, что отмена оплаты проезда станет дополнительной мерой поддержки бизнеса и граждан, борьбы с инфляцией, а также стимулирования роста объёмов автоперевозок.
Глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов напоминает, что в любом подобном действии должен быть баланс интересов. В данном случае стороны две: бизнес и государство.
"Да, здесь положительный эффект для перевозчиков очевиден. Однако встанет вопрос ускоренного износа дорог, так как есть риск, что какие–либо весовые ограничения совсем перестанут соблюдаться. Следовательно — это недовольство водителей и рост затрат на ремонт и реконструкцию.
Кроме того, помимо федеральных трасс есть ещё и региональные дороги, где проблема борьбы с перегрузом стоит очень остро: система “Платон” на них не распространяется, большегрузы сворачивают с федеральной сети к нам, где весогабаритного контроля почти нет. Если машин с перегрузом станет больше, то региональные трассы ещё быстрее будут приходить в негодность, что потребует дополнительных субсидий из федерального бюджета на их ремонт, не говоря уже о вкладе бюджетов субъектов, где дорожный фонд также занимает значительную часть", — считает Седов.
Выпадающие доходы бюджетной системы от приостановки сбора платы по системе "Платон" уже оценили в Минтрансе — до 40 млрд рублей в год, которые запланированы для финансирования дорожных работ. Эта сумма приводится в ответе на предложения ассоциации "Грузавтотранс", сообщил "ДП" её глава Владимир Матягин. По его словам, чиновники считают, что мораторий на взимание платы как мера поддержки грузоперевозчиков не приведёт к значительному эффекту, а лишь создаст излишнюю нагрузку на федеральный дорожный фонд, которая не будет компенсирована за счёт других источников, что приведёт к сокращению объёма дорожных работ.
"Ухудшение качества автомобильных дорог приведёт к повышению износа подвижного состава и дополнительным расходам грузоперевозчиков на содержание, что повлечёт рост тарифов на грузоперевозки", — говорится в ответе Минтранса.
"Чиновники, грубо говоря, защищают бюджеты своих ведомств. Правительство РФ дало чёткие указания, что нужно проработать вопрос отмены взимания платы на полгода, поддержать грузоперевозчиков. Конечно, никто не будет пытаться за счёт своего бюджета помочь другой отрасли. Это решение должно быть принято на правительственном уровне, а не отдаваться на откуп. В Минтрансе нет человека, который занимался бы грузовым транспортом", — прокомментировал Матягин и добавил, что ни одной реальной меры поддержки грузоперевозчиков сегодня нет.