Грузопоток в российских портах Балтики в марте буквально обрушился.
По данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", поток контейнеров через порты Северо–Запада в марте упал почти в 2 раза. Морской порт Санкт–Петербург потерял 44% оборота — он снизился в сравнении с мартом 2021 года со 182 тыс. до 101 тыс. TEU. Через порт Калининград было перевалено на 36% меньше контейнеров — только 21 тыс. TEU в сравнении с 32,2 тыс. TEU за аналогичный период прошлого года.
Значительно пострадал порт Усть–Луга: хотя его доля в контейнерном обороте Северо–Запада невелика, он стал лидером по падению — снижение показателя составило 82% (с 3,16 тыс. до 0,57 тыс. TEU).
Наблюдаемая по итогам первого полноценного санкционного месяца ситуация будет усугубляться. В марте, даже после объявленного отказа ведущих мировых перевозчиков от российского направления, в страну ещё частично доходили грузы, отправленные до начала специальной военной операции. Теперь же придётся работать уже полностью в новых условиях.
"Крупные контейнерные линии сейчас не хотят ходить в Россию из–за того, что у них нет ответных грузов. А доставлять они соглашаются пока только продовольствие и медикаменты — то есть товары, не составляющие основной объём перевозок", — говорит начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Также через морской порт Санкт–Петербург на 49% снизилась перевалка чёрных металлов (с 573,7 тыс. до 292,7 тыс. тонн), на 88% — накатных грузов (со 152,4 тыс. до 18,9 тыс. тонн) и на 72% — минеральных удобрений (с 752,1 тыс. до 208,4 тыс. тонн). Однако в 2,1 раза — с 75,6 тыс. до 161,9 тыс. тонн — увеличился объём погрузки цветных металлов.
Хоть эмбарго ЕС на поставки угля из РФ полноценно заработает только в августе, его перевалка через порт Усть–Луга, где находится крупнейший на Балтике угольный терминал, за март составила только 1,98 млн тонн — на 44% ниже результата аналогичного периода прошлого года и примерно на 9% меньше, чем в феврале нынешнего.
С одной стороны, масштабные проекты по строительству портовой инфраструктуры на Балтике, развернувшиеся в последние пару лет, становятся неактуальны в условиях спада загрузки направления на неопределённый срок. Но по мнению Дмитрия Кумановского, новые специализированные терминалы (например, по перевалке зерна) могут принять на себя поток востребованных грузов и частично восполнить объёмы от "просевших" категорий товаров.