Изменения, предложенные Минстроем, приближают переход на электронные расчёты за ЖКУ. Но полной цифровизации пока не случится.
Минстрой РФ разработал новую форму типового договора о предоставлении коммунальных услуг, которая предусматривает возможность отказа от бумажных квитанций в пользу доставки счёта на электронную почту или в личный кабинет на сайте ресурсоснабжающей организации. Она разработана в рамках проекта постановления "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ в части совершенствования порядка расчётов за коммунальные услуги", опубликованного на портале проектов нормативно–правовых актов.
Но даже если постановление примут, это не означает скорый всеобщий переход на электронные расчёты за ЖКУ, потому что для этого необходимо перезаключение всех договоров с поставщиками услуг.
"Если мы говорим о больших городах — Санкт–Петербурге, Москве или Казани, — это займёт несколько месяцев, а может растянуться и на более длительный срок. Минстрою лучше дать регионам право самостоятельно принимать решения по данному вопросу, потому что разные субъекты РФ имеют разную возрастную структуру населения. И большинство пожилых людей не готово оплачивать услуги ЖКУ в электронном виде. Для них это будет большой проблемой", — считает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец.
Однако по новому стандарту, если не выбран способ получения счёта, всё равно по умолчанию потребитель получит в почтовый ящик бумажную квитанцию. Предполагается, что такой механизм убережёт от сложностей тех, кто не владеет интернетом.
Как объясняет Алла Бредец, и сейчас некоторые ТСЖ или ЖСК, стремящиеся к экономии, принимают оплату в электронном виде и не заключают договоры с расчётными центрами. Жилищное законодательство это позволяет, а инициатива Минстроя, по сути, просто закрепляет практику.
По сообщениям АО "Петербургская сбытовая компания", к апрелю уже более 185 тыс. бытовых потребителей перешли на доставку счетов в электронном виде.
Не исключено, что форсирование отказа от традиционных квитанций вызвано острой нехваткой офисной бумаги, случившейся на фоне сложностей с её производством из–за санкций.
В конце марта представители АО "ЕИРЦ Петроэлектросбыт" говорили "ДП", что дефицит на потребителях не отразится.
"Предоставление счетов, как бумажных, так и электронных, ведётся в штатном режиме. В случае возникновения сложностей с предоставлением единых платёжных документов в бумажном виде все клиенты будут проинформированы заранее", — сообщили в компании. Тем не менее некоторые небольшие управляющие организации в этот период объявляли о полной переориентации на электронный документооборот.
Алла Бредец говорит, что переход на цифровые носители и без ситуации с дефицитом бумаги постепенно шёл несколько лет.
"Правительство пытается этим освободить граждан от уплаты комиссии, которую взимает банк при оплате ЖКУ. Причём начисляется она с каждой квитанции. Если собственник получает пять–шесть счетов, когда у него заключены прямые договоры с поставщиками услуг, то это получается достаточная сумма, особенно для незащищённых слоёв населения", — поясняет эксперт.
Даст ли существенную экономию полный переход на электронные квитанции, пока непонятно. С одной стороны, устранятся расходы на доставку счетов абонентам и печать самих бланков. АО "ВЦКП", например, проводило конкурс на их изготовление с начальной ценой почти 13,3 млн рублей, а с учётом текущих цен на бумагу затраты могут возрасти. Но вместе с этим возникнет необходимость в содержании более масштабной серверной инфраструктуры, обслуживающих команд и специалистов call–центров, которые будут решать проблемы граждан.