Таможенному делу дали послабления, чтобы поддержать отечественную экономику.
Постановление правительства РФ №353 "Об особенностях разрешительной деятельности…" от 12 марта 2022 года облегчило жизнь российским импортёрам. Теперь вместо сертификата соответствия бизнес может оформлять на товар (за исключением определённого перечня) декларацию соответствия. Пока упрощённая процедура действует до 1 сентября. Правда, распространяется она только на те товары, которые будут реализованы в России.
По мнению Марии Громовой, начальника департамента таможенного оформления грузов ООО "Транс–Бизнес Брокер", это нововведение облегчит бизнесу жизнь за счёт снижения логистических издержек и затрат на процедуру подтверждения соответствия. "И поможет насытить отечественный рынок товарами, избежать дефицита", — добавляет она.
Достаточно декларации, и всё
Ранее импортёры были обязаны оформлять сертификат соответствия на ввозимую продукцию. Этот документ выдаётся органами по сертификации на основании протоколов испытаний аккредитованных лабораторий. Сертификат гарантирует безопасность продукции и подтверждает её соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС или законодательства РФ. К примеру, сертификат соответствия обязателен для бытовой техники.
Сам процесс сертификации отнимает немало времени и средств. Одним из этапов процедуры является анализ производства, для проведения которого эксперту мог требоваться выезд на завод — а предприятие нередко располагается даже не в ближнем зарубежье. Ещё один этап — ввоз в Россию образцов товара, их декларирование и проведение испытаний в аккредитованной лаборатории.
Сертификат соответствия может выдаваться на 5 лет, но при этом необходимо проходить ежегодный инспекционный контроль. Стоимость документа — от 150 тыс. до 1 млн рублей (иногда и выше), а ежегодный инспекционный контроль обходится в 50% цены сертификата.
Теперь импортёру не надо привлекать к процессу подтверждения соответствия товара ни орган по сертификации, ни аккредитованную лабораторию. Не требуется предварительно ввозить образцы и проводить их испытания. Компания–импортёр может представить протоколы заводских испытаний предприятия–изготовителя либо другие документы, подтверждающие безопасность продукции. И на их основании самостоятельно и бесплатно зарегистрировать декларацию о соответствии на партию или единичное изделие.
Не арестовывать и не изымать
Среди прочих изменений, направленных на поддержание отечественной экономики, начальник Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ) Александр Повод отмечает решение совета Евразийской экономической комиссии, вступившее в силу с 28 марта. Оно освобождает от уплаты ввозной пошлины девять категорий товаров, среди которых продовольствие и продукция, используемая в его производстве, товары для фармацевтической промышленности, IT–сферы, транспортной, строительной и металлургической отраслей.
Марианна Чугаева, управляющий партнёр юридического бюро "Чугаева и партнёры", обращает внимание на рекомендации Федеральной таможенной службы своим подчинённым структурам: использовать такие обеспечительные меры по административным делам, как арест и изъятие продукции, только в исключительных случаях.
За последние 3 года СЗТУ возбудило 68,3 тыс. дел об административных правонарушениях. При этом, как уточняет Александр Повод, арест или изъятие товара применялись в 17,8 тыс. дел, то есть в 26% случаев.
Одно наказание вместо двух
Практически все опрошенные "ДП" эксперты выделяют законодательные изменения, исключающие двойную ответственность за административные нарушения в таможенном деле. Ранее за одну и ту же провинность могли привлечь и компанию, и её должностных лиц. Однако поправки в КоАП РФ, вступившие в силу с 6 апреля, исключают возможность привлечения к ответственности юрлица. А для него, как правило, штрафы существенно выше, чем для руководства компании.
Однако при применении этой нормы могут возникнуть сложности. "Например, таможни сознательно не будут привлекать к административной ответственности должностных лиц, чтобы иметь возможность наказать юридическое лицо. Планы по выявлению административных нарушений, спущенные сверху, вряд ли снизятся. Их необходимо будет выполнять. Таможенным органам в любом случае, особенно на фоне снижения грузооборота в европейском направлении, потребуется демонстрировать свою эффективность", — рассуждает Владислав Варшавский, управляющий партнёр юркомпании "Варшавский и партнёры".
Ирина Пушкина, руководитель юридической службы CKL Group, выделяет меры, направленные на обеспечение населения лекарствами. Речь, в частности, о разрешении оборота медпрепаратов в иностранной упаковке при наличии русскоязычного стикера–наклейки. Правда, при этом оптовиков обязывают соблюдать предельные сроки отгрузки продукции в аптеки и запрещают односторонний разрыв договоров поставки, если по факту на складах оптовиков имеются лекарства.
"Эти меры, с одной стороны, направлены на обеспечение российского рынка лекарствами, а с другой — могут повлечь уход с рынка ряда компаний из–за жёсткого регулирования государством предельных сроков отгрузки. На этот случай правительство обязало участников рынка за 6 месяцев уведомлять Росздравнадзор о приостановке деятельности. Насколько это поможет рынку, пока неясно, но очевидно, что ни один частный бизнес не будет долго работать себе в убыток. Так что, хочется верить, возможности и ограничения найдут точку равновесия", — надеется Ирина Пушкина.
Изменения коснулись и малого бизнеса. Теперь, если компания совершает административное правонарушение впервые, штраф может быть заменён предупреждением, даже если санкция статьи КоАП РФ не предусматривает такой возможности.
"Прежде формулировка статьи о замене штрафа на предупреждение содержала фразу “может быть заменено”, то есть применение такого послабления зависело от воли должностного лица или судьи. Теперь же при соблюдении определённых условий замена штрафа на предупреждение должна состояться в любом случае", — поясняет Марианна Чугаева.
Подтянуться бы к уровню 2020–го
Сейчас сложно прогнозировать, удастся ли Петербургу и Ленобласти удержать внешнеторговый оборот на уровне 2021–го или хотя бы 2020 года с его локдаунами. Игорь Муравьёв, исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты, считает, что падение внешнеторгового оборота Петербурга и Ленобласти неизбежно.
"Кардинальная перестройка логистических цепочек и форм оплаты внешнеторговых контрактов уже привела к тому, что на наши таможни снизилась нагрузка. Сейчас бизнес ищет новых контрагентов, выстраивает новые пути доставки товаров, новые способы оплаты. На это требуется время. Возможно, процесс займёт до полугода", — говорит он.
Ирина Пушкина полагает, что обороты ВЭД, даже с учётом антикризисных мер, не достигнут даже уровня 2020–го.
"Уж больно много санкций и ограничений, чтобы нивелировать их несколькими постановлениями. Которые, к слову, ещё очень сырые и требуют чёткой и понятной регламентации", — резюмирует эксперт.