Исполнителя в администрации города не называют. "Комитет по здравоохранению и комитет по промышленности в высокой степени готовности. Там контракт с объёмом инвестиций 3,2 млрд рублей, будет производиться больше 30 позиций лекарственных средств", — рассказал Валерий Москаленко, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) Санкт–Петербурга, в пятницу на круглом столе в "Деловом Петербурге".
Офсетный контракт представляет собой госзаказ в обмен на инвестиции. В рамках такого договора инвестор обязуется создать производство в городе. Взамен власти гарантируют ему госзакупки товаров, произведённых на этом заводе, в течение 5–10 лет.
Законодательство, которое позволяет заключать офсетные контракты с инвесторами, существует около 5 лет. Однако за это время офсетные контракты заключили только Москва и Московская область, и первым из них был в 2017 году контракт с петербургской компанией "Биокад" Дмитрия Морозова (№ 51 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021).
По его условиям инвестор обязался вложить 3 млрд рублей в создание предприятия по производству 40 препаратов онкологического и иммунологического профиля. Предприятие "Биокада" расположено на территории особой экономической зоны "Технополис “Москва”".
Идею задействовать такой инструментарий, как офсетный контракт, в Смольном обсуждали несколько лет, в прошлом году она обрела более чёткие очертания. В июне 2021–го на ПМЭФ вице–губернатор Петербурга Олег Эргашев сообщил, что город готовится объявить первый аукцион на заключение офсетного контракта под производство лекарств, в том числе противодиабетических. По словам вице–губернатора, срок действия такого контракта с инвестором может составить 8–10 лет.
Позднее появилась информация о том, что город закупит продукцию стоимостью 10 млрд рублей в обмен на инвестиции от 1 млрд в развитие местного производства. Об этом в интервью "ДП" рассказывал председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.
В марте 2022 года Смольный направил инициативу на федеральный уровень, попросив снизить в 10 раз "порог входа" в этот контракт: объём инвестиций для промышленников ранее составлял 1 млрд рублей.
"Чтобы вложить 1 млрд в завод — это надо (властям Петербурга) госконтракт (заключать) лет на двадцать. Москва благодаря масштабам может себе позволить", — отметил Валерий Москаленко.
Теперь, когда минимальный объём инвестиций снижен до 100 млн рублей, Петербург сможет развивать средние и даже относительно небольшие производства, для того чтобы заместить импортную продукцию, добавил глава КЭПиСП. Новые предприятия могут работать как для нужд потребительского сегмента, так и для других секторов экономики, в том числе смежных отраслей с промышленностью. Речь идёт о компаниях, которые являются не конечными поставщиками, а производителями комплектующих.
"Речь идёт больше о госкорпорациях, где наши производители являются поставщиками у “головников” — а это как раз госкорпорации. Этот механизм позволяет осуществлять относительно небольшие инвестиции с длинным плечом возврата", — резюмировал Валерий Москаленко.