Смольный прогнозирует рост цен на продукты до 24% в течение года. Пострадают не только покупатели, но и продавцы.
Вчера городское правительство обсудило итоги выполнения программы "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт–Петербурге" и определило задачи на будущее в этой сфере.
Несмотря на кризис, чиновники были бодры и оптимистичны. Выступавшие при упоминании текущих проблем, связанных с расширением санкций, не забывали добавлять между строк известную мантру бизнес-коучей о том, что за любой проблемой спрятана возможность.
Например, подводя итоги выполнения госпрограммы, глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик рассказал, что торговым центрам будет оказана помощь с заменой оставленных западными брендами площадей — их предоставят под нужды местных дизайнеров. Глава комитета назвал Петербург "исторической колыбелью лёгкой промышленности", по его мнению, коллекциями отечественных производителей вскоре можно будет заменить импортные. Однако, насколько доступной будет мода под брендом "сделано в Санкт–Петербурге", Кирилл Соловейчик не уточнил.
Что касается цен на более насущные товары, то согласно презентации, которая была продемонстрирована в Смольном, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле прогнозирует значительное подорожание продовольствия: так, социально значимые продукты в 2022 году прибавят в цене 20%, а не входящие в эту группу — 24%.
По информации Минсельхоза РФ, причиной скачка цен стал рост затрат изготовителей на фоне подорожания коммунальных услуг, логистики и упаковки. Стоимость же овощей увеличилась в связи "со всеобщим подорожанием" удобрений, семян и энергоресурсов.
По данным комитета, в марте цены на продовольственные товары уже выросли на 10,3% по сравнению с декабрём минувшего года, непродовольственные товары прибавили 15,5%, а платные услуги — 4,4%.
Впрочем, Кирилл Соловейчик заявил, что "цены стабилизировались и имеют характер отскока назад". Однако тут же добавил: влияние их на покупательную способность неизбежно.
Рост цен на продовольствие, который наблюдается с начала года и ожидается в ближайшие месяцы, негативно сказывается не только на потребителях, но и на бизнесе. Причём как для продовольственного сектора, так и для всего остального.
Как пояснил "ДП" доцент кафедры экономики СЗИУ РАХНиГС Артём Голубев, для бизнеса, который специализируется на продовольствии, рост цен повлечёт неминуемое сокращение ассортимента приобретаемых товаров, соответственно, будет происходить перераспределение в пользу более дешёвых.
В свою очередь, бизнес, который производит и поставляет дорогую продукцию, столкнётся с резким сокращением спроса. Это подтверждают и данные опроса уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ, согласно которому после введения санкций 57,9% представителей бизнеса уже столкнулись со снижением спроса.
В период роста цен большинство потребителей будут экономить не только на еде, поэтому негативное влияние ощутит на себе и бизнес, ориентированный на непродовольственные товары. По мнению эксперта, к концу года можно ожидать рекордное снижение реальных располагаемых доходов граждан.
Проблемы испытают все, но труднее всего придётся малому бизнесу. Как отметил губернатор Александр Беглов, сейчас в нём трудится 1 млн 780 тыс. человек — более 58% занятых в экономике города жителей. При этом малые и средние предприниматели обеспечивают 33% поступлений в городской бюджет. Значительная часть таких предприятий занята именно в потребительском секторе.