Международные юридические компании покидают российский рынок. Но команды, работающие под иностранными брендами, остаются и начинают действовать под новыми вывесками.
Список зарубежных юрфирм, покидающих Россию, достаточно обширен. Так, четыре серьёзных игрока рынка юридических услуг — Dentons, DLA Piper, Bryan Cave Leighton Paisner и CMS — решили отделить свои российские офисы, которые образуют свои фирмы, сообщает Право.ру.
Российская команда Bryan Cave Leighton Paisner стала, пожалуй, первой командой большого "ильфа" (иностранные юридические фирмы), перезапустившей бизнес в России уже в новом, локальном формате, примерив на себя роль пионеров этой внезапной перестройки рынка.
"Когда головной офис нашей фирмы объявил партнёрам о скором закрытии филиала в Москве, у нас было всего 24 часа, чтобы сделать непростой выбор, оказывающий влияние на жизни почти 200 человек. 8 марта нами, партнёрами московского офиса Bryan Cave Leighton Paisner, было принято единогласное решение продолжить деятельность той же командой, но под новым брендом", — вспоминает Екатерина Дедова, партнёр ALUMNI Partners.
Новый бренд — ALUMNI Partners — это отсылка к традициям. У каждой большой международной юридической фирмы есть комьюнити её бывших сотрудников, которые по примеру университетских выпускников называют себя alumni. Выбирая этот бренд, команда хотела подчеркнуть наличие совместного опыта и общих ценностей у тех, кто за ним стоит.
"Главная сложность, с которой мы столкнулись, — крайне сжатые сроки. Никто из нас никогда не открывал юридический бизнес такого масштаба за 3 недели. И нам удалось перезапустить фирму и все её бизнес–процессы практически с нуля быстро и качественно благодаря поддержке и слаженной работе всей команды, более 90% которой мы сохранили", — поясняет Николай Вознесенский, управляющий партнёр ALUMNI Partners.
"Для сравнения: команда, которая готовила выход из предыдущей фирмы в 2008–м и создавала международный альянс с BLP, потратила на подготовку нового проекта целый год", — добавляет Антон Панченков, партнёр ALUMNI Partners.
Петербургский акцент
В Северной столице работал ряд иностранных юркомпаний, которые также покинули Россию, — среди них, к примеру, DLA Piper, Dentons, Eversheds Sutherland, Borenius Attorneys LTD. "ДП" пообщался с некоторыми из них.
Как выяснилось, в организационном плане для Eversheds Sutherland ничего не поменялось, кроме нового бренда — теперь это BIRCH LEGAL. "Мы как были обособленным юридическим лицом с офисами в Москве и Санкт–Петербурге, так им и остались. Мы просто поменяли название, при этом сохранив все реквизиты. Таким образом, мы не доставили нашим клиентам никаких неудобств с заключением новых договоров, приостановкой деятельности в связи с ликвидацией, созданием нового юридического лица и т. д.", — рассказал "ДП" Михаил Тимонов, партнёр, генеральный директор BIRCH LEGAL.
В Borenius Russia в связи с уходом из России материнской компании Borenius Attorneys LTD ожидали больших изменений. Во–первых, петербургский офис стал самостоятельным юридическим лицом — адвокатским бюро, во–вторых, российская команда будет продвигать новый бренд — Nordic Star. "Сейчас наша основная задача — осмотреться и понять, что происходит и будет происходить на рынке. Мы не планируем резко менять фокус нашей деятельности и наши приоритеты, однако предпримем максимум усилий, чтобы адаптироваться к реалиям нового времени", — поделился планами с "ДП" Андрей Гусев, управляющий партнёр адвокатского бюро Nordic Star.
Смена бренда — достаточно серьёзный шаг для любой компании. Возникает резонный вопрос: что станет драйвером продвижения новой компании на рынке, притом что теперь российские команды "ильфов" формально отделены от материнских иностранных юрфирм? Возможно, личный бренд кого–либо из юристов команды? Однако, как показал опрос "ДП", ставку делают в целом на команду.
"Ещё с тех времен, когда мы были частью скандинавской юридической фирмы, мы придерживались такого подхода. Стараемся развивать всю команду и не выделять кого–то одного", — вспоминает Михаил Тимонов. По его словам, коллектив всегда отличала сплочённость: многие сотрудники работают в фирме на протяжении десятков лет. Поэтому главный драйвер — это все наши люди, резюмируют в BIRCH LEGAL.
В адвокатском бюро Nordic Star пять партнёров, которые возглавляют самостоятельные практики. В компании говорят, что каждый из них является брендом и достаточно хорошо известен в своей специализации. "Естественно, более заметен будет управляющий партнёр бюро Андрей Гусев, который специализируется на стратегическом консультировании, разрешении бизнес–конфликтов и ведении международных проектов и споров. Однако драйверами будут все партнёры фирмы в равной степени", — считают в Nordic Star.
В ALUMNI Partners фактически придерживаются схожих принципов, но вместе с тем идут немного дальше. "Мы сознательно решили отойти от формата, когда узнаваемость бренда завязана на одном человеке, — говорят в ALUMNI Partners, — это принципиальное решение, которое отражено и в нашем названии. Мы не выбрали популярный для юридических фирм путь нейминга “фамилии и партнёры”. Нам показалось, что подчеркнуть это в данный момент для нашего бизнес–союза важнее, чем делать ставку на индивидуализм".
Расставание без прощания
Несмотря на формальное отделение российских команд "ильфов", связи между материнскими компаниями и их российскими подразделениями сохранятся.
"Наше адвокатское бюро вполне может рассчитывать на поддержку бывших коллег, например, в вопросах сотрудничества по международным проектам или передачи клиентов, заинтересованных в ведении бизнеса в России", — говорит Андрей Гусев.
BIRCH LEGAL продолжит работу на российском рынке в качестве эксклюзивного партнёра Eversheds Sutherland. "Да, у нас теперь новый лого и фирменный стиль, но самое главное, что должны знать наши клиенты, — то, что мы сохраняем все наработанные международные связи и контакты, а также высочайшие стандарты качества. За время развития бренда на российском рынке мы проделали колоссальную работу по интеграции наших офисов в международную сеть, поэтому, безусловно, продолжим сотрудничество с иностранными коллегами, будем участвовать в глобальных звонках практик, будем проходить общие корпоративные тренинги. О воссоединении пока ещё рано говорить, но никто до конца такую возможность не исключает", — резюмирует Михаил Тимонов.