Смольный взыскал с АО "Западный скоростной диаметр" почти 200 млн рублей компенсации затрат на расселение жилых домов Канонерского острова, но на этом не остановится.
Судебные баталии чиновников с ЗСД начались ещё в июне 2021 года. Тогда жилищный комитет Петербурга обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о взыскании с АО "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) 369,6 млн рублей.
В 2013 году Смольный заключил с ЗСД (на 100% принадлежит администрации Петербурга) соглашение, по которому компания компенсировала городу затраты на расселение четырёх многоквартирных домов Канонерского острова, попавших в зону постройки части ЗСД. Как следует из иска Жилкома, речь идёт о 69 квартирах. Их рыночная стоимость, по оценке ООО "Недвижимость и консалтинг", составила 369,6 млн рублей. Именно эти затраты Смольный и требовал компенсировать, но безуспешно. После этого, собственно, чиновники и обратились в суд.
По условиям соглашения с ЗСД все мероприятия по расселению должны были завершиться 30 декабря 2013 года, а по факту расселение закончилось в июне 2016–го. Деньги ЗСД обязан был перечислить в течение 2 месяцев после расселения, но не позднее 2 марта 2014 года.
При этом ЗСД, как следует из материалов дела, не возражает против оплаты, но не согласен с суммой. Компания ссылается на протокол совещания с участием вице–губернатора Петербурга Николая Бондаренко, состоявшегося в апреле 2017 года, где затраты на расселение жителей Канонерского острова оценены в 188,9 млн рублей.
И хотя чиновники пропустили срок исковой давности (он составляет 3 года), суд признал иск Смольного обоснованным, но взыскал только 188,9 млн.
"Решение арбитражного суда является довольно странным, прежде всего с сугубо правовой точки зрения. Неправильное применение нормы права об исчислении срока исковой давности к обстоятельствам данного дела следует уже даже из самого решения первой инстанции", — говорит Станислав Данилов, партнёр коллегии адвокатов Pen&Paper.
С одной стороны, суд указывает: срок исковой давности начался не позднее 10 июня 2016–го (завершение расселения домов Канонерского острова), и справедливо приходит к выводу о том, что он истёк в июне 2019 года. С другой стороны, арбитраж игнорирует заявление ответчика о пропуске исковой давности. "И вот это игнорирование суд обосновывает почему–то признанием долга, которое, по его мнению, произошло посредством участия представителя ЗСД в совещании с вице–губернатором в апреле 2017 года", — отмечает Станислав Данилов. Однако даже если следовать этой логике, срок давности всё равно истёк в 2020–м. Никаких других эпизодов признания долга или каких–то иных обстоятельств и доказательств, которые позволяли бы сделать вывод о перерыве в течение срока давности, решение не содержит. "Невозможно объяснить, почему суд посчитал, что даже при всех обстоятельствах допустимо было со стороны жилищного комитета предъявить такой иск спустя 5 лет после нарушения. Логика судебного акта однозначно порочна, она не основана на законе", — считает эксперт.
"Комитет не признаёт факт пропуска срока исковой давности, о чём неоднократно заявлял в суде", — сообщили "ДП" в Жилкоме. Чиновники намерены добиваться отмены решения, подав апелляционную жалобу. ЗСД на запрос "ДП" не ответил.