"Росатом" добился выделения дополнительного финансирования в объёме 118 млрд рублей на строительство в 2023-2030 годах двух новых атомных ледоколов для Северного морского пути (СМП).
О поручении премьер-министра РФ Михаила Мишустина обеспечить выделение средств на эти цели пишет в пятницу, 29 апреля, "Коммерсант".
Предполагается, что два ледокола ЛК-60 будут готовы к 2028 и 2029 годам соответственно. Кроме того, поручено выделить 25 млрд рублей на строительство судна атомно-технологического обслуживания, которое планируется построить к 2028 году для обслуживания новых ледоколов — в частности, для перегрузки ядерного топлива.
"Росатом" также получит функции по организации судоходства на СМП — ранее они были у Минтранса.
Новые ледоколы необходимы для круглогодичного экспорта грузов из Арктики в восточном направлении по СМП, который в нынешних геополитических условиях становится самой защищённой от внешнего воздействия морской коммуникаций, а Азия — самым перспективным направлением для российской промышленности.
С учётом поручения премьера о строительстве двух новых ледоколов к 2030 году у "Атомфлота" может стать восемь новых атомных ледоколов, а также атомоход "50 лет Победы" с продлённым сроком работы.
В прошлом году в акватории СМП работали ледоколы "Вайгач", "Таймыр" и "Ямал". В декабре на СМП после гарантийного ремонта в Петербурге вернулся головной ледокол "Арктика", а также после планового докового ремонта — атомоход "50 лет Победы". В январе 2022 года в Мурманске подняли государственный флаг на первом серийном универсальном атомном ледоколе "Сибирь" проекта 22220.
Согласно планам российских властей, грузооборот по СМП к 2024 году должен составить 80 млн тонн в год. В 2021 году объём грузоперевозок по СМП составил 34,85 млн тонн — почти на 2 млн тонн больше, чем в 2020-м, когда было перевезено 32,97 млн тонн грузов.