Провести международный театральный фестиваль в нынешних условиях практически невозможно.
В официальном аккаунте во "ВКонтакте" Летнего международного фестиваля искусств "Точка доступа" 24 марта было опубликовано заявление о прекращении деятельности.
"Всей командой мы приняли решение закрыть “Точку доступа”. То, что мы делали, перестало иметь смысл 24 февраля 2022 года. Как институция мы где–то выбирали быть чуть тише, чтобы маленькими шагами приближаться к прекрасной России будущего, чтобы существовать дальше, чтобы голоса очень разных художников могли равноправно звучать. Но нашей ключевой ценностью всегда была свобода… Мы очень любили “Точку”. И очень хотели продолжать. Но реальность диктует свои правила. Мы надеемся, что такие связи не рвутся и, где бы мы с вами ни оказались, причастность к фестивалю может объединять и становиться основой для чего–то нового".
Фестиваль появился в Петербурге в 2014 году и просуществовал 7 лет, сумев изменить отношение как экспертов, так и зрителей к такому виду театра, как сайт–специфик, и прочим современным формам, он существенно повлиял на развитие местной театральной культуры. Результаты его ещё только предстоит осознать и оценить.
К истории вопроса
В советское время фестивали проводились с 1920–х годов в формате всесоюзных драматургических конкурсов, декад искусства и литературы, смотров профессиональных театров и художественной самодеятельности. В послевоенное время в СССР стали приезжать европейские труппы — преимущественно из стран соцлагеря. Ощутимые изменения в российском театральном фестивальном движении начались в постсоветский период. В 1991 году в Петербурге появился фестиваль "Балтийский дом", чуть позже возникли Чеховский фестиваль и национальная театральная премия "Золотая маска", год за годом масштабировавшая свою деятельность; в начале нулевых заработали фестиваль "Территория", Фестиваль малых городов России, фестиваль "NET — Новый Европейский Театр", фестиваль театрального искусства для детей "Арлекин" и так далее. Всего же в нашей стране до недавнего времени проходило около трёх сотен такого рода смотров — от региональных до международных. Помимо атмосферы праздника и радости зрители фестивального города получают возможность познакомиться с актуальным и современным театром. 24 февраля реальность резко и, кажется, уже необратимо изменилась.
Не секрет Полишинеля
На данный момент о прекращении своей деятельности публично объявил только фестиваль "Точка доступа". Причин тому несколько — от моральных до финансовых.
"Мы закрыли фестиваль. Будем называть вещи своими именами. Мы не можем работать в ситуации бесконечных ограничений и самоограничений. В этом нет какой–то позы. Это невозможно: я знаю слишком мало художников, кто готов был бы адаптироваться к имеющимся условиям, их не хватит на программу фестиваля, — поясняет фестивальный продюсер и куратор, экс–директор “Точки доступа” Филипп Вулах. — Напротив, 99% тех, с кем я знаком, станут делать то, что от них могут захотеть. Более того, из чувства протеста могут сделать наоборот, и сердцем я не смогу это не поддержать. Это не вопрос страха, а понимание, что ситуация так и будет развиваться".
У фестивалей любого уровня, как правило, несколько источников финансирования — такие события могут поддерживать местные власти, разнообразные частные фонды (Фонд Михаила Прохорова, Фонд Владимира Потанина и т. д.), иностранные культурные институции (Датский институт, Французский институт и др.), отделы культуры посольств и консульств. Также есть программы министерства культуры РФ и Фонд президентских грантов, которые поддерживают определённые инициативы в сфере культуры. Вряд ли станет ошибкой предположение, что в нынешних обстоятельствах количество разного рода театральных мероприятий сократится не только по причинам морально–политического свойства, но и по финансовым — культура всегда получала бюджет по остаточному принципу, и изменений в этой политике не предвидится. Тем же, кто сумеет проявить высокую живучесть (вопросы цены пока оставим за пределами настоящего материала), очевидно, придётся пройти через переформатирование и перепридумывание.
Восточный разворот
Театральный фестиваль готовится несколько месяцев, и работа по нему начинается спустя короткое время после завершения предыдущего события. Переговоры с труппами, партнёрами, спонсорами, составление детального графика, поиск дополнительного финансирования — и это лишь часть невидимого процесса, в финале которого зрители должны получить достойное зрелище. Любому культурному событию необходима трансформация, если в планах есть намерение качественно развиваться. Но одно дело, когда изменения происходят естественным порядком, и совсем другое, когда возникает насильственное влияние извне, подвергающее серьёзным испытаниям достаточно хрупкие конструкции.
"У нас, конечно, будет всё меняться, и поскольку мы все зависим от новостей следующего дня, горизонт планирования буквально один вечер. И, возможно, перспективы фестиваля изменятся через месяц. Мы понимаем, что будущее огромного количества отраслей будет здорово меняться. И там, где я могла спланировать гастроли своего театра на следующий год, учитывая гастроли в Европу и Азию, сейчас ни о чём подобном говорить не можем — всё слишком хрупкое и зависит от большого количества факторов, — рассказывает шеф–координатор Международного театрального фестиваля “Царь–Сказка” / Kingfestival, заместитель художественного руководителя Новгородского театра для детей и молодёжи “Малый” Татьяна Боброва. — В том числе понимаем, что наши международные коллеги, скорее всего, не смогут присоединиться по ряду причин — это и моральный фактор, и то, что международные отношения, вероятно, будут поставлены на паузу. Но, на мой взгляд, самая главная функция фестиваля — формирование культурной политики. Без разнообразного культурного ландшафта невозможно воспитание своего зрителя. И сейчас мы зависим от двух факторов. Первый — пандемия, которая снова может возобновиться, второй — фактор сложных международных отношений".
Части фестивалей, обращённых к международному театральному сообществу, прежде всего европейскому, вероятно, придётся поставить свою деятельность на паузу, чтобы оценить положение дел и понять, кто именно согласится приехать в Россию. Среди тех, кто может восполнить искусственно создавшиеся лакуны, — театры Китая и Южной Кореи, Ирана и Турции, а также Латинской Америки. Открытыми остаются вопросы качества постановок, сама возможность привоза артистов и отсутствие устойчивой зрительской привычки к азиатскому и ближневосточному театру, эстетически отличающемуся от европейского и американского. Фактически же фестивали начнут свою деятельность заново.
"В будущем, думаю, нас ждёт прилив азиатского театра — это продолжающиеся отношения с Китаем. Дальше надо понять, чтобы там было безопасно. Когда мы говорили о путешествии в ковид, надо было думать, как сделать ПЦР. А теперь надо думать, как фестиваль будет выживать, когда не все смогут приехать по ряду причин, морального и / или материального свойства, — рассуждает Татьяна Боброва. — И насколько наши зрители будут готовы к международному контенту. Полагаю, нас ждут новые векторы, и будут они двигаться в те страны, с которыми сейчас будет легче сотрудничать".