Как стало известно "Деловому Петербургу", конкурсный управляющий ООО "ТД Интерторг" Денис Уткин обратился в арбитражный суд с заявлением о намерении привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании её генерального директора Мушвига Абдуллаева, а также главного бухгалтера Евгению Торопову и руководителя внутренней службы аудита Михаила Женило. Речь идёт почти о 17 млрд рублей, говорится в данных, опубликованных на Федресурсе.
Если суд удовлетворит заявление, руководящее звено разорившейся компании будет выплачивать её долги из своих собственных средств.
Напомним, что "Интерторг" управлял сетью продуктовых магазинов под разными названиями: "Идея", "Народная 7я семья" и Spar. В 2017 году в составе сети было более 450 торговых точек, годовая выручка составляла 75 млрд рублей. В 2018-м, по оценкам ФАС России, "Интерторг" занимал около 10% рынка розничной торговли города. Однако 2019-й сеть закончила с убытком в 11 млрд и решила ликвидироваться, но не успела: кредиторы начали подавать иски о банкротстве.
На пике своего развития "Интерторг" активно кредитовался под развитие, скупая уходящие с рынка торговые сети (например, "Полушку"). По данным источников рынка, совладельцами компании были братья Абдуллаевы: Аллахверди и Мушвиг, возглавлявший "Интерторг". В ходе банкротства крупнейшим кредитором стал Сбербанк, которому ретейлер задолжал более 8,5 млрд рублей.
Общий же долг компании, утверждённый судом, оценивается почти в 17 млрд рублей. К такой же сумме субсидиарной ответственности планируется привлечь и топ-менеджера. Предположительно, эта сумма в публикации на Федресурсе указана условно и её в дальнейшем уточнят. Управляющий просит приостановить производство по делу после установления оснований для привлечения к ответственности, сказано в определении суда о принятии заявления к производству. "Это делается в целях определения точного размера ответственности по завершении мероприятий по продаже имущества должника", — говорит адвокат, руководитель группы по банкротству адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Александра Улезко.
По её оценке, учитывая количество удовлетворённых заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности (почти 50% от всех поданных), перспективы удовлетворения требований конкурсного управляющего велики. "Другой вопрос, насколько реально кредиторам получить исполнение от контролирующих лиц, то есть, и от того, есть ли у них имущество", — полагает Александра Улезко.
Но в целом, как правило, в делах о банкротстве по итогам реализации имущества должника значительная часть реестра требований кредиторов остаётся непогашенной. Соответственно, на привлечённых к ответственности лиц ляжет существенная сумма, предполагает адвокат.
Интересно, что управляющий просит привлечь к ответственности не только бывшего руководителя, участника и бухгалтера, но и руководителя службы внутреннего аудита. Последний не является априори контролирующим компанию лицом, — соответственно, это необходимо будет доказать в суде. То же относится и к бухгалтеру. "Но в данном случае есть исключения. Если даже бухгалтер не будет признан контролирующими должника лицом, он будет нести ответственность солидарно с бывшим руководителем, если будет доказано, что бухгалтер по указанию руководителя или совместно с ним уничтожил или исказил сведения в документации должника", — резюмирует Александра Улезко.
Добавим, что в деле о банкротстве "Интерторга" есть и уголовный поворот. По версии следствия, братья Аллахверди и Мушвиг Абдуллаевы вместе с нанятыми ими сотрудниками похитили у Сбербанка 8,65 млрд рублей и распорядились ими по своему усмотрению. Речь идёт о получении кредита, для чего финансовые показатели компании были значительно улучшены. В 2021 году Аллахверди Али Оглы Абдуллаев был задержан, ему предъявлено обвинение (по ч.4 ст.159.1 УК РФ), затем Смольнинский районный суд посадил предпринимателя под домашний арест. С тех пор официальных новостей по этому делу не поступало.