Уход с российского рынка ставит вопрос о дальнейших поставках и техническом обслуживании поездов "Сапсан" и "Ласточка". Эксперты полагают, что, даже если немецкая компания откажется от своих обязательств, у российской стороны останутся способы продолжать эксплуатацию техники. А в новые железнодорожные партнёры России прочат Китай.
В четверг, 12 мая, компания Siemens заявила об уходе с российского рынка в связи с событиями на Украине. Подробности ухода не сообщаются, президент Siemens AG Роланд Буш лишь отметил, что это будет "упорядоченный процесс". Последствия данного решения для компании названы "преимущественно не денежными", при этом отмечается, что оно корректирует прибыль Siemens на одну акцию за II квартал 2022 года с 2,21 евро до 1,5 евро. Совокупная прибыль промышленного бизнеса Siemens составила во втором квартале 1,8 млрд евро.
Одним из крупных проектов Siemens в России было сотрудничество с РЖД в рамках развития скоростного железнодорожного сообщения. В 2006 году компании заключили контракт на поставку восьми поездов "Сапсан" — доработанных для эксплуатации в России моделей Siemens Velaro. Сумма сделки составила 276 млн евро. Поезда начали работать на линии Москва — Петербург, затем география их использования была расширена.
В 2009 году РЖД заказали Siemens разработку пригородного электропоезда. Так появилась "Ласточка", созданная на базе Siemens Desiro. Первые 54 поезда обошлись в 410 млн евро. В 2011 году было создано совместное предприятие Siemens и группы "Синара" по производству "Ласточек" в Свердловской области. К 2022 году там собрали 206 поездов. Локализация "Ласточек" составляет более 88%, говорил в марте глава РЖД Олег Белозёров. Но на заводе используются немецкие станки, к которым могут потребоваться запчасти.
Также РЖД продолжали заказывать в Германии новые "Сапсаны". Контракт на 8 поездов был заключён в 2011 году, ещё на 13 — в 2019-м. Сообщалось, что в рамках последнего контракта на 513 млн евро в конце 2021 года в Россию прибыли два "Сапсана". А в марте 2022 года Олег Белозёров заявил, что Siemens приостановил поставки поездов. "Нас уведомили, что на данный момент контракт приостанавливается по покупке", — сказал он. Однако договор на обслуживание "Сапсанов" остаётся в силе, отметил тогда глава РЖД.
На обслуживание поездов заключались отдельные контракты, их сумма составляла от 276 до 580 млн евро, срок действия — 30 лет. Продолжат ли они действовать после очередного решения Siemens — неизвестно. Текущий и капитальный ремонт поездов "Сапсан" и "Ласточка" проводится в Металлострое, где построили специальные депо.
"Насколько я знаю, все компании, которые уходят, особенно связанные с транспортным сектором, оставляют за собой обязанность выполнения договоров по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, который уже поставлен. Это касается не только компании Siemens", — говорит директор Института транспортного планирования Михаил Якимов.
"Синара" и РЖД наверняка прорабатывают варианты прекращения поставок со стороны Siemens, полагает главный редактор ROLLINGSTOCK Сергей Белов. "В краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года", — говорит он.
"На первый взгляд всё кажется драматичным. А на второй — оказывается, что у нас прикладывают все усилия для того, чтобы обойти запреты. Где-то с помощью параллельного импорта, что-то пытаются делать у нас", — отмечает эксперт транспортного развития территорий ООО "ЛабГрад" Илья Резников.
Прекращение поставок "Сапсанов" в настоящий момент не критично, уверен он. "Развивать дополнительно в качестве скоростной ту линию, которая есть, уже очень сложно, потому что кроме скоростных поездов по ней следует много чего другого. Реконструкция каких-то других путей под скоростное движение в России практически не шла", — объясняет эксперт. По данным Михаила Якимова, текущий спрос на "Сапсаны" перекрывается имеющимся предложением.
По мнению Сергея Белова, сложившаяся ситуация подталкивает Россию к сотрудничеству в сфере скоростного железнодорожного сообщения с Китаем. "Крупнейший производитель поездов ВСМ — китайская CRRC — сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнёр будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники", — считает эксперт.
"Вопрос в том, что взять и молниеносно получить поезда из Китая невозможно, потому что это достаточно длинная история по строительству подвижного состава", — отмечает Илья Резников.
Пока же в среде железнодорожников обсуждается вариант резервирования отдельных составов в качестве "доноров" запчастей для других поездов. "Это старый проверенный метод, у транспортников он называется "каннибализм", — говорит Илья Резников. — Если невозможно приобрести запчасти, то с одного поезда начинают переставлять на другой. Все 90-е так и жили".
В РЖД, группе "Синара" и компании Siemens оперативно не ответили на запросы "ДП".