Российские власти к 100–летию пионерского движения решили возродить идею массовой детской организации, только без красных галстуков и обязаловки. Проектом по патриотическому воспитанию подрастающего поколения займутся Кремль, Росмолодёжь и Минпросвещения.
Если у советских пионеров была основополагающая вера в светлое будущее, то у зумеров идеологических ориентиров практически не осталось. Влияния западных соцсетей подростков уже лишили, надо же теперь их чем–то занять. Так что задумка весьма актуальная. И, как показал опыт ГТО, придумывать велосипед вовсе не обязательно. Достаточно обратиться к старым методичкам времён КПСС.
Структура новой организации пока не разглашается. Не исключено, что она будет напоминать пионерскую систему с октябрятами, тимуровцами, юннатами и т. д. Нужно лишь разработать интересные занятия для современных детей. Например, отряды по сбору макулатуры и стеклотары можно заменить на мобильные группы сортировщиков мусора. Раз не хочет народ разделять бытовые отходы, пусть ему помогут юные добровольцы. Заодно мусорную реформу ускорим.
Разумеется, необходим аналог военно–спортивной игры, которая пришла бы на смену "Зарницы". Здесь перспективным направлением кажется киберспорт. Бойцов виртуального фронта могли бы учить, что отвечать критикам страны в интернете, как отличить фейк от правды и куда жаловаться на пользователей, проявляющих несогласие с политикой действующей власти.
Но для начала следовало бы решить проблему с детскими лагерями. По подсчётам "ДП", в окрестностях Петербурга насчитывается больше 100 заброшенных баз, занимающих площадь почти 1 тыс. га. И почему–то в последние годы мы чаще слышим новости не о восстановлении того или иного лагеря, а о его застройке апартаментами или элитным загородным клубом. Даже сейчас на сервисах объявлений можно встретить десятки сообщений о продаже бывших санаториев, оздоровительных и детских лагерей. Купить себе клочок земли в престижном месте со сгнившими домиками и покосившимися заборами можно за 30–80 млн рублей, что сопоставимо с ценой квартиры в премиальном комплексе в центре Петербурга.
Если реанимировать пионерское наследие, то вопрос восстановления инфраструктуры должен стоять на первом месте. Снова можно использовать схему, при которой площадки для детского отдыха были закреплены за фабриками и заводами. Однако на фоне массового ухода крупных предприятий из России найти таких инвесторов будет непросто.