В Петербурге вскоре появится новый крупный игрок на рынке FMCG–ретейла.
Сеть магазинов "Жизньмарт" в августе–сентябре этого года собирается открыть в Петербурге первые торговые точки. Сейчас сеть насчитывает 41 магазин в Екатеринбурге и имеет два формата: стандартный с расширенным ассортиментом и мини–магазины to go. Основу ассортимента составляет готовая кулинария, десерты и напитки, в магазинах большого формата ещё представлены бытовые товары, продукты, зоотовары, фрукты, овощи, рыба и мясо.
В Петербурге сеть будет работать только по франшизе. Сейчас уже подписаны договоры с первыми франчайзи. Теперь "Жизньмарт" подыскивает помещения для магазинов. Всего в перспективе на берегах Невы планируется открытие около 250–300 магазинов мини–формата площадью 20–80 м². Ещё должны появиться около 150 точек стандартного формата, торговая площадь которых составляет 100–120 м². В компании отмечают, что фактическое количество открытых точек может незначительно измениться. Мини–формат при этом планируют активно развивать за счёт запуска магазинов в крупных офисных зданиях и на предприятиях города. Вложения в запуск магазина большого формата составляют 12–15 млн рублей, в мини–формат — 3,5–5 млн.
Из магазинов большого формата будет осуществляться пешая доставка в течение 15–20 минут. Эти точки сосредоточатся в спальных районах города и крупных ЖК. В идеале основная задача — покрыть зоной пешей доставки весь город. За ближайшие 2–3 года компания намерена открыть торговые точки в каждом районе Петербурга.
Генеральный директор "Жизньмарт миниформат" Марья Кленовская рассказала "ДП", что в других городах у компании "Жизньмарт" нет необходимости открывать собственные точки, поэтому они привлекают партнёров, готовых запускать сразу десятки магазинов.
Читайте также:
Торговля
Ретейл спустили с поводка
"Нам интересно развиваться в центральной части России, и начать мы решили с Петербурга, так как он во многом похож на Екатеринбург. Здесь у нас уже есть много контактов с поставщиками, которые сами на нас выходили. А наши партнёры, в том числе из Екатеринбурга, готовы открывать магазины. Раз есть спрос, мы решили сформировать и предложение. Сначала запускаемся в Тюмени, Челябинске и следом в Петербурге", — поделилась она планами.
Собственные фабрики по производству готовой еды в Петербурге компания открывать не планирует. Пока основная задача "Жизньмарт" — подобрать лучших поставщиков в Петербурге, которые будут готовить блюда под собственной маркой сети по рецептурам компании из натуральных ингредиентов и без консервантов.
Эксперты рынка замечают, что модель сети "Жизньмарт" может быть вполне жизнеспособна в Петербурге. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская отмечает, что в городе на Неве хорошо представлена целевая аудитория сети — покупатели в возрасте до 35 лет — и есть платёжеспособный спрос. Однако и конкуренция здесь существенно выше, чем в Екатеринбурге. В условиях сокращения платёжеспособного спроса сроки окупаемости будут увеличиваться. Кроме того, не стоит недооценивать сложность подбора подходящих торговых помещений.
"Не уверена, что найдётся такое количество подходящих локаций. Но в условиях быстро меняющегося рынка поиск может проходить быстрее. Место для новой сети всегда найдётся, если она впишется в запрос потребителей", — уточняет эксперт.
В настоящее время формат небольших магазинов в Петербурге не занят сетевыми игроками, утверждает руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. Соответственно, екатеринбургский ретейлер вполне сможет закрепиться на рынке Северной столицы, потому что ниша достаточно большая и практически свободна.
"Вероятно, помещений площадью 20–80 м² у данной сети будет не много, — считает Лапченко, — этот формат нечасто встречается на рынке. Более распространённой площадью является 100–120 м². Такие магазины будут востребованы в центре города, потому что в спальных районах традиционно пользуются популярностью магазины площадью 200–300 м²".
Стоит обратить внимание на то, что на петербургском рынке присутствует довольно много сетей пекарен и небольших магазинов, которые делают ставку на готовую еду и формат to go. Конкурентами новой сети могут стать "Цех 85", "Хлебник", "Лавка пекаря", Uppetit и другие. Из крупных федеральных игроков — сеть "ВкусВилл".
"У компании “Жизньмарт” уникальный формат “экспресс”, который часто тестировался разными сетями. Ключевые сложности в нём — правильный ассортимент на такой небольшой площади, адекватные операционные затраты и наличие локаций с такой площадью", — замечает партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская.
Она добавляет, что в Петербурге необходимых доступных помещений сейчас относительно немного. Важно не просто открыться, а ещё и не закрыться спустя непродолжительное время, как это сделал ряд известных сетей. Эксперт отмечает, что фокус на рынок локальных поставщиков, скорее всего, поможет.
"Если ребята хорошо подготовились к специфике Северо–Запада, то им удастся закрепиться и стать достойным конкурентом “Азбуке вкуса” и “ВкусВиллу”, в том числе по доле СТМ и качеству продукции", — заключает Ольга Сумишевская.