Количество наименований и тиражи выпускаемой литературы сокращаются под давлением кризиса.
Затраты книжных издательств на производство выросли в начале года почти в 2 раза. Спрос на бумажные книги при этом продолжает падать. Накануне XVII Международного книжного салона, который состоится в Петербурге в эти выходные, "ДП" обсудил основные проблемы отрасли с игроками рынка.
На импортном сырье
В этом году салон расположится на Дворцовой площади. Книжная экспозиция будет оборудована в четырёх павильонах недалеко от Дворцового проезда. При этом власти Петербурга приняли решение не брать плату с издателей и книжных магазинов, которые захотят разместить свои стенды на площадке. Как ранее заявлял вице–губернатор Пиотровский, новый формат мероприятия позволит поддержать представителей отрасли. От праздничных приёмов было решено отказаться и за счёт этого обеспечить бесплатное участие желающим. Однако это не добавляет оптимизма представителям издательского бизнеса.
Генеральный директор издательства "Евразия" Вадим Чубарь напоминает, что российская книгопечатная отрасль сильно зависит от импорта. Между тем в стране не производится мелованная глянцевая бумага. За этот год вся полиграфическая составляющая, учитывая и материалы, и бумагу, и краски, подорожала.
"Всё оборудование, которым оснащены типографии, — импортное, — подтверждает исполнительный директор ИД “Питер” Анна Титова. — Но в России не производят и другие материалы, необходимые для создания книг: порошки, краски. Даже нитки и клей для корешков покупаются за границей. Теперь они попали под санкции".
Запасов, имеющихся у типографий, хватит примерно на 2 месяца, что будет дальше — неизвестно.
По оценке Вадима Чубаря, расходы на полиграфию с начала 2021 года выросли в 1,96 раза, что провоцирует подорожание. "Это вызывает у представителей индустрии сомнения, что люди будут готовы покупать книги по новым ценам", — отмечает он.
Анна Титова добавляет, что себестоимость книг относительно прошлого года выросла примерно на 60%, а в сравнении с маем 2020–го — вдвое. В связи с этим пришлось поднять цены на новые издания.
В издательской группе "Эксмо–АСТ" рассказывают, что повышение цен было постепенным, выборочным и в целом по рынку с учётом наценок ретейлеров составило около 20% с начала года. Несмотря на всё это, издательства пока не собираются делать наценки на весь ассортимент или вовсе прекратить издавать книги. Но есть вероятность, что линейка наименований и тиражи сократятся.
Изобретали как могли
Как ранее писал "ДП", за прошлый год стоимость мелованной бумаги выросла на 18%, а в марте 2022–го буквально за 2 недели скакнула ещё на 25–30%. Кроме того, европейские поставщики отказались от сотрудничества с российскими компаниями, в связи с чем начался дефицит, вынудивший перейти на отечественную офсетную бумагу, которая также прибавляла в цене. Особенно остро проблему с бумагой ощутили на себе небольшие издательства, которым пришлось принять радикальные меры.
"Ранее мы использовали бумагу Lux Cream, сейчас её нет. Поэтому мы вынуждены были заменить её на имеющуюся на рынке. Мы поставили дизайнерам задачу создать новую концепцию оформления книг. Стараемся не понижать качество продукта. Поскольку визуальное восприятие остаётся основным для нашего продукта, мы не можем пренебречь качеством", — поделился руководитель издательства "Клаудберри" Александр Троицкий.
Президент "Эксмо–АСТ" Олег Новиков отметил, что его компания перестроилась на работу с российскими производителями, хотя по стоимости отечественная бумага сопоставима с импортной, а по качеству уступает иностранным образцам.
При этом продажи книг в Петербурге падают. Особенно заметная просадка наблюдалась в марте. По словам Александра Троицкого, в его компании в первый месяц весны ощутили "тотальный спад" продаж. В апреле ситуация начала выравниваться, но показатели до сих пор ниже тех, которые были зафиксированы в конце прошлого года.
По словам Анны Титовой, средний чек на новинки и доптиражи с начала года увеличился на 40–60%. Спрос на профессиональную литературу пока не сильно изменился, такие книги остаются востребованными.
Писатель выходного дня
Однако говорить о том, что для книжной отрасли ситуация только ухудшается, было бы неверно. Из положительных моментов за последнее время можно назвать хотя бы снятие ковидных ограничений и возвращение покупателей в офлайн–магазины.
"Мы принимали целый комплекс мер для того, чтобы привлечь своих читателей в книжные магазины. И уже в I квартале 2022 года видим положительную динамику в магазинах сети и рост популярности книг. Сейчас в Петербурге особенно интересуются художественной литературой, отдают предпочтение классике, манге и комиксам, а также жанру young adult", — рассказали "ДП" в сети "Буквоед".
Однако популярная тенденция покупать книги на маркетплейсах может привести к исчезновению книжных магазинов из современной культуры, переживают представители отрасли. "Уже сейчас можно заметить, что количество магазинов даже крупных сетей быстро сокращается, — указывает Анна Титова. — Мы просили обнулить нам ставку НДС, снизить налог на прибыль, уменьшить отчисления на зарплату сотрудников. Необязательно делать сразу всё, но внедрение даже одного пункта из перечисленного очень бы нас поддержало". В целом издательства неоднократно заявляли о том, что книжный бизнес нуждается в поддержке от государства.
"Необходимо продолжать строить цивилизованный рынок, в котором для читателя сохранён доступ к лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы, а для авторов действуют механизмы защиты прав и доходов от распространения своих произведений", — считает Олег Новиков.
Интересно, что нынешняя ситуация практически не изменила положения писателей. Но и то лишь потому, что последнее десятилетие авторы произведений и так толком не могли жить на роялти со своих книг (за исключением наиболее известных фигур современной литературы).
"У нас, к сожалению, не сложилась культура регулярных выплат, как на Западе. Зачастую писатель получает небольшой аванс в счёт будущих роялти. В дальнейшем подсчёт объёма положенного автору вознаграждения может стоить дороже суммы самой выплаты, поэтому об этом обычно не заботятся, — поясняет писатель и литературный критик Вадим Левенталь. — В России писатель — профессия выходного дня. Авторы пишут книги для удовольствия, а деньги зарабатывают на основной работе".