В Петербурге в ближайшие годы будет воссоздана главная архитектурная доминанта Синопской набережной конца XIX – начала XX веков — храм во имя святых Бориса и Глеба.
Это событие является одним из самых ожидаемых, так как помимо возрождения духовных ориентиров играет значимую градостроительную роль. С инициативой вернуть городу важный с исторической и духовной точки зрения объект выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (далее — Фонд). А непосредственное участие в реализации проекта примет заслуженный архитектор РФ, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов и председатель Совета по церковной архитектуре СПб СА Михаил Мамошин.
Былое великолепие
Решение о строительстве церкви родилось после покушения на императора Александра II, которое произошло 4 апреля 1866 года. Тогда береговое купечество организовало сбор средств, который проходил под девизом "в благодарность Господу за его счастливое избавление". Место для возведения храма было выбрано на пересечении Синопской набережной с проспектом Бакунина. Освящение состоялось в 1882 году. Назвали церковь в честь благоверных князей Бориса и Глеба по настоянию Александра III.
Храм, созданный по проекту архитектора Михаила Щурупова, имел 5 куполов и был богато украшен снаружи. Особенно выделялись барельефы двенадцати апостолов по периметру купола. Внутренне убранство было не менее впечатляющим. Многоярусный резной иконостас создавался под руководством архитектора Сергея Шестакова, порталы выполнены из серого гранита, а пол выложен в виде мраморных плит и паркета. Известно, что в храме имелось два придела: во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского.
"По своей стилистике, масштабу, духу и исполнению таких храмов в Петербурге больше нет. Михаил Щурупов смог органично объединить в одном проекте каноны русского зодчества, романского стиля и возрожденческих архитектурных традиций", — подчеркнул Михаил Мамошин.
Всё это великолепие было решено воссоздать с нуля, по фотографиям и чертежам, так как, к сожалению, до наших дней сохранилась лишь небольшая часть фундамента — здание было взорвано в 1975 году.
Непростая задача
В последнее столетие город сильно изменился, поэтому, по словам Михаила Мамошина, локацию церкви пришлось немного актуализировать. Ведь там, где она находилась раньше, теперь располагается проезжая часть. И чтобы воссоздать доминанту именно на старом месте, пришлось бы полностью перестраивать схему движения транспортных потоков и переделывать развязку с мостом Александра-Невского. Поэтому было решено сдвинуть храм с площади современного дорожного полотна в сторону участка, отведённого городом под перехватывающую парковку. Для этого Фонд подобрал для стоянки альтернативное место и выкупил его.
"Сейчас обсуждается вопрос по окончательному формированию территории под строительство, далее нужно будет провести необходимые археологические исследования. Также было принято решение развернуть церковь на 90 градусов с целью обратить партерную часть в сторону Александро-Невской Лавры. На все изменения предварительно было получено благословение петербургского митрополита", — рассказал Михаил Мамошин.
Ценность Борисоглебской церкви, как значимой исторической доминанты, рекомендованной к восстановлению, была признана также профессиональным сообществом и городскими властями. Это позволило Фонду выступить с предложением о внесении соответствующих изменений в Закон Санкт‑Петербурга №820-7 "О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…" с целью получить возможность в охранной зоне, куда частично попадает строительство, возвести храм высотой 51 метр. В скором времени положение должно вступить в силу.
Лучше прежнего
Тем временем в архитектурной мастерской Мамошина постепенно продвигается работа над проектированием самой церкви.
"У нас есть все исходники, иконографический материал, фотографии. Уже созданы 3D-модели, полностью подготовлена графическая база для прохождения процедуры согласования. Мы будем стремиться к максимальному воссозданию исторического облика церкви", — отметил Михаил Мамошин.
По его словам, храм получит более парадное градостроительное решение. Он станет замыкать обе оси Синопской набережной — от улицы Моисеенко и от Лавры. С этого момента набережная вновь обретёт свою доминанту, что сделает всю местную инфраструктуру гораздо более привлекательной, избавит от депрессивности бывших промышленных кварталов.
Важный ориентир
Соборы и храмы всегда являлись значимыми социальными ориентирами и местами притяжения. При них обязательно создавались учреждения адресной помощи нуждающимся, воскресные школы для детей, благотворительные организации. Это была своеобразная система координат для горожан. И Борисоглебская церковь не исключение: на её базе было организовано благотворительное общество, которое содержало приют для девочек-сирот и предоставляло единовременные и ежемесячные пособия нуждающимся.
Кроме того, по теории академика Дмитрия Лихачёва, именно храмы, как высотные доминанты, всегда выделялись на "Небесной линии" Петербурга. Они же формировали внутри мегаполиса основные городские пространства и архитектурные ансамбли.
Неслучайно директор Фонда Илья Козлов считает работу по воссозданию таких памятников истории первоочередной: "Возвращение Борисоглебской церкви городу — один из крупнейших проектов, который реализует наша организация в Петербурге. Как и с другими объектами, в данном случае мы стараемся вести работу так, чтобы не нанести ущерб инфраструктуре района и органично вписать храм в окружающую застройку. Когда-то эта церковь была на набережной яркой доминантой. Уверен, что её возвращение на историческое место станет важным шагом для развития района и прилегающих территорий".