"Платон" остаётся: антикризисные меры слабо помогли грузоперевозчикам

Автор фото: Ермохин Сергей

Попытку отменить систему "Платон", чтобы помочь перевозчикам, раскритиковала Cчётная палата. На рынке считают, что аудиторы далеки от реальности.

Счётная палата и комитет Государственной думы по бюджету и налогам вынесли отрицательное заключение на законопроект об отмене системы "Платон", внесённый в середине марта депутатами фракции "Справедливая Россия — За правду". По задумке авторов, инициатива должна помочь не допустить роста цен, в том числе и на продукты питания.
"Снижение издержек перевозчиков облегчит сохранение и возобновление логистических цепочек, что позволит российской экономике быстрее оправиться от санкционного давления и разрыва международных хозяйственных связей", — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению Счётной палаты, депутаты не предоставили содержательного прогноза социально–экономических и иных последствий отмены "Платона". Кроме того, просто в один момент систему отключить нельзя — за её функционирование отвечает ООО "РТ–Инвест Транспортные Системы" в рамках концессионного соглашения с Росавтодором. А разрыв договора повлечёт дополнительную бюджетную нагрузку на возмещение расходов компании.
На начало 2022 года бюджет получил 34,67 млрд рублей доходов от самого "Платона" и ещё 2,96 млрд со взысканных штрафов. В системе зарегистрировано более 1,6 млн автомобилей. Соответственно, Счётная палата делает вывод, что средний размер платы с фуры составляет порядка 21,3 тыс. рублей в год, "что не может рассматриваться как серьёзный фактор увеличения издержек транспортных компаний".
Методику Счётной палаты, предполагающую простое усреднение, резко критикует президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. "Они высчитывают непонятно что — среднее на машину в год. Когда я лично занимался коммерческой деятельностью, у меня по федеральным трассам в месяц одна машина проезжала около 20 тыс. км. При ставке 2,44 рубля за километр получается почти 600 тыс. рублей в год!" — утверждает Владимир Матягин. По его словам, пример Счётной палаты, рассматривающей общее количество автомобилей без учёта дорог, по которым они ездят, не соответствует реальной картине на рынке. Как предполагалось в 2015 году, "Платон" должен был способствовать честной конкуренции, но этого не вышло. Как говорит Владимир Матягин, сегодня порядка 70% перевозчиков сбор не оплачивают — соответственно, они могут занижать тарифы, оттягивая клиентов от добросовестных компаний.
"А с учётом падения цен на 20–50%, когда перевозчик фактически не зарабатывает, уменьшения количества заказов, огромной конкуренции, когда у людей остаются кредиты и лизинговые обязательства, которые никто не отменяет, эта сумма стала бы подспорьем", — утверждает эксперт.
По его мнению, антикризисные нововведения правительства не помогают отрасли в том числе потому, что разрабатываются людьми, далёкими от практики. В числе необходимых мер он указывает смещение сроков по лизингу и кредитам (а не растягивание процентов и сумм), обеспечение транспортных компаний государственными заказами, количество которых сейчас может увеличиться, а также расширение пропускной способности таможенных пунктов на маршрутах из Турции и Ирана — они сейчас особенно востребованы, но не обеспечены необходимыми мощностями.