Компания "Алькор и Ко", владеющая сетью магазинов парфюмерии и косметики "Л’Этуаль", намерена развивать в Петербурге аптечное направление.
До конца 2022 года "Л’Этуаль" собирается открыть первые аптечные корнеры в Петербурге. Планы развития у компании есть и для других городов: Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Челябинска, Краснодара, Вологды, Омска и т. д. Всего корнеры будут открыты во флагманских магазинах в 21 городе. Как рассказали корреспонденту "ДП" в компании, на открытие одного корнера требуется примерно 7–10 млн рублей.
Смотреть в сторону аптечного направления в "Л’Этуаль" начали ещё в 2021 году. В декабре первые три аптеки открылись в Москве, после того как компания получила лицензию на торговлю аптечными препаратами в розничных магазинах. Спустя 2 месяца лицензия для дистанционной торговли лекарственными препаратами позволила запустить продажи в интернет–магазине letu.ru первыми среди парфюмерно–косметических сетей.
"Красота и здоровье — не просто близкие категории, сейчас их невозможно разделить. Именно поэтому у нас будет появляться всё больше товаров, связанных с категорией здоровья", — прокомментировали "ДП" в сети. В перспективе ретейлер рассчитывает, что продажи аптечных товаров в структуре выручки достигнут 3–5%.
Сеть "Л’Этуаль" не первая среди непрофильных сетей, решивших заняться аптечным бизнесом. Свои аптеки есть у "Магнита", который также развивает дрогери–сеть "Магнит Косметик". На российском рынке наблюдается и обратная тенденция — открытие аптечными сетями косметических магазинов: в начале февраля 2022 года проект "Ригла beauty" был запущен аптеками "Ригла".
По словам экспертов, перспективы у подобных проектов есть, однако устойчивый спрос может сформироваться лишь после того, как у покупателей появится привычка искать лекарства в косметических магазинах. "На мой взгляд, парфюмерно–косметический ретейл оказался в сложной ситуации, учитывая растущую конкуренцию с e–commerce. Поэтому создание сети аптечных корнеров может помочь сетям увеличить выручку и трафик покупателей", — считает партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская. Комментируя планы "Л’Этуаль" довести долю аптечных доходов до 3–5% от общей выручки, она подчёркивает, что если проект компании будет масштабным и откроется не меньше 350 корнеров, то, исходя из результатов "Л’Этуаль" за 2021 год (80,4 млрд рублей без НДС), таких результатов теоретически можно будет достичь за 2–3 года.
Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов обращает внимание, что предыдущие опыты по скрещиванию фармацевтической и иной розницы не дали тех плодов, на которые рассчитывали предприниматели.
"Фармрынок далеко не “бухта спокойствия”. Начиная с марта 2022 года тут разворачиваются процессы, которые будут стимулировать укрупнение бизнесов, в том числе за счёт фактического схода с дистанции небольших игроков. Производители, в том числе зарубежные, ужесточают условия работы: раньше они могли предоставлять значительные отсрочки, инвестировать в продвижение в фармретейле и т. д. Сейчас взаимоотношения меняются, и едва ли речь пойдёт о возврате к докризисному размеру активностей, — отмечает он. — Примеры других сетей подтверждают сложность выхода новичков: аптечный проект “Магнита” так и не смог приблизиться к плановым показателям развития, а проект на базе X5 Group вообще был свёрнут. Проект “Л’Этуаль”, конечно, не полный аналог и в целом может состояться при правильном фокусировании".